В Москве построили центр испытаний БАС, где испытаний не будет
В технопарке Руднево в Москве первым в России начал работать кластер для беспилотников. Однако испытания беспилотников свыше 30 килограммов решили проводить на других аэродромах, а в Руднево оставить лишь сертификацию БВС до 30 килограммов. Только такие беспилотники сертифицировать не нужно, но деньги уже выделены. Признаки непродуманных решений и конфликта интересов - в материале MASHNEWS.
Беспилотник под окнами
Технопарк Руднево первый в России открыл на своей территории научно-производственный центр (НПЦ) для беспилотных авиасистем (БАС). В апреле 2023-го года там стартовала сборка воздушных судов вертолетного типа. Этим занялась компания «Аэромакс», а всего резидентов 10.
В Руднево 18 корпусов, один из которых и занимает «Аэромакс», а общая площадь 120 тысяч квадратных метров и в будущем планируется ее рост до 500 тысяч метров.
В российской классификации есть два вида НПЦ – малый и крупный. НПЦ в Руднево - крупный. Такие помимо Москвы должны появиться еще в 11 регионах, в том числе в Петербурге. Но они начнут работать позже, не раньше 2024-го года.
В каждом крупном НПЦ есть летно-испытательный комплекс (ЛИК), где тестируют беспилотники. ЛИК в Руднево располагается в непосредственной близости от жилых домов (менее одного километра).
На это обстоятельство обратил внимание генеральный директор компании по обеспечению безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков. Он отметил, что даже обычные аэродромы не строят так близко к домам, а в Руднево должны проходить испытания и сертификацию новые модели, безопасность которых нельзя гарантировать. Она как раз и проверяется в ЛИК.
«Эти две модели (речь о SH-350 и SH-450 компании »Аэромакс«) несертифицированных беспилотников чаще всех других терпели крушения в рамках полетов в ЭПР Томской области и ЭПР Почты России (ЭПР, экспериментальный правовой режим - прим. ред.). И эти крушения были после их успешного прохождения процедуры упрощённой сертификации и допуска к полётам в рамках ЭПР. Ведь всем известно, что даже пока ещё единственному сертифицированному в РФ по полноценной процедуре сертификации типа (а не в рамках ЭПР) в соответствии с ФАП-21 беспилотнику БАС-200 (»Вертолётов России«) запрещено летать над населенными пунктами и тем более над Москвой. Над Москвой по умолчанию вообще запрещено летать любым лёгким воздушным судам», - отметил эксперт в переписке с чиновниками.
«Здесь нельзя даже проводить заводские летные испытания уже сертифицированных как тип летательных аппаратов, безопасность конструкции которых должна быть доказана до начала их серийного производства. Но когда объявили, что там будет сертификационный центр, то это вообще безумие. Всегда есть вероятность, что самолет упадет. А тут мы говорим про центр, где будет испытываться техника, у которой непонятны летно-технические характеристики. Смысл этих испытаний в том, чтобы понять может ли она вообще летать. Тогда сказали, что будут сертифицировать БВС до 30 килограммов. В этом случае нет никакого смысла в ЛИК – БВС до 30 килограммов сертифицировать не нужно», - отметил Патраков в разговоре с MASHNEWS.
СПРАВКА MASHNEWS:
История с неудачными попытками открытия зоны для тестирования беспилотников на территории Москвы началась не с Руднево. В 2021-2022 году такую зону пытались открыть на территории Сколково. Но Сколково входит в зону контроля воздушного пространства диспетчеров аэропорта Внуково, который принимает борта первых лиц. ФСО тогда рекомендовала найти другой район для ЭПР, подальше от Внуково.
В сентябре 2022-го года в Москве удалось временно согласовать для полётов район Некрасовки. Для этого потребовалось договориться с ФСБ, ФСО, МВД, ВС РФ и МТУ Росавиации. Некрасовку хотели сделать постоянно действующей зоной полетов. Помимо нее летать было можно в Новокосино, Косино-Ухтомском и Жулебино (все в границах Москвы). Полеты в этих районах прекратились после налета беспилотника на Кремль.
Чем тяжелее беспилотник, тем дальше от Москвы
Сейчас полеты в границах Москвы осложняются военной ситуацией. В связи с налетами беспилотников, «системы РЭБ (радиоэлектронной борьбы) работают на пределе», говорят эксперты.
Как стало известно MASHNEWS, представители АНО «ФЦ БАС», которые курируют нацпроект (пока не запущен, хотя должен был стартовать 1 сентября) по беспилотным авиасистемам решили перенести испытательную зону «в сторону» от Руднево.
«ЛИК расширили и сместили в сторону от жилых строений. Никаких нарушений правил размещения и полетов не будет. Получен геодезический паспорт, правительство Москвы направило заявку в ОРВД на »открытие неба«. Взлет в Руднево – посадка Волосово 87 км. Работа по согласованию с ОРВД идет. В Руднево только испытания БАС до 30 кг. Разрешенное использование воздушного пространства: до Высоты 800 м, на площади 5000 м2», - рассказал сотрудник АНО «НПЦ БАС» Сергей Высоцкий.
«Взлет в Руднево - посадка в Волосово 87 километр» - речь идёт о коридоре, в котором будут испытывать тяжелые беспилотники. Это решение говорит о том, что тяжелые несертифицированные БВС все равно будут взлетать в черте Москвы.
На вопросы MASHNEWS Высоцкий отреагировал сообщением, что у него нет полномочий общаться с прессой.
Сергей Высоцкий, как отмечают собеседники Mashnews, до прихода в АНО, в авиации замечен не был. В отличие от его отца, Василия Высоцкого. Сейчас последний работает старшим руководителем проектов НТИ «Аэронет», которая распределяет деньги для АНО «НПЦ БАС» и следит за их расходованием.
В итоге тяжелые беспилотники вообще не будут испытывать в Руднево. ФЦ БАС уже подписало соглашения с четырьмя аэродромами - Алферьево, Орловка, Черное, Волосово.
Источник MASHNEWS в отрасли отмечает, что это потенциально коррупционная затея. Разработчики и эксплуатанты БАС уже сталкивались с ситуацией непрозрачной работы таких аэродромов для проведения испытаний. Они обращались на аэродром Орловка, где им сказали, что взаимодействие возможно только за наличный расчёт и без официальных документов. По словам опрошенных экспертов, это может быть связано с тем, что после аккредитации аэродромов Алферьево (МАИ) и Орловки в качестве испытательных центров для БАС было разбирательство в Минтрансе на уровне замминистра транспорта Чалика, который ставил вопрос об отзыве аккредитации ряда сертификационных центров из-за нарушений процедур.
А где деньги?
Таким образом нарушается логистическая задумка кластера. Удобнее всего и производить, и испытывать беспилотники в одном месте. В нынешних условиях придется, вероятно, на грузовиках возить БВС до летных полей.
На вопрос, почему это обстоятельство не предусмотрели заранее, ответов у экспертов несколько. Один из них – некомпетентность. Даже в презентации летно-испытательного комплекса, которую показывали высшим должностным лицам, не предусмотрели взлетно-посадочную полосу.
Летно-испытательный комплекс без ВПП
«Возникает вопрос, зачем это вообще здесь сделали, чтобы потом везти куда-то?» - риторически спрашивает Андрей Патраков.
«Если просто дать возможность легализовать бизнес с применением БАС, сделать правила понятными, чтобы можно было просчитать экономику на несколько лет вперед, то бизнес сам пойдет инвестировать в эту отрасль и для развития отрасли БАС не нужно будет денежных вливаний со стороны государства как это безуспешно последние 8+ лет делается в РФ. Как бы это не было странно, но главным препятствием развития регулирования и развития отрасли БАС являются те самые »институты развития«, которые непосредственно отвечают за развитие этой отрасли Это прежде всего НТИ »Аэронет«, который живёт за счет бюджета, и их задача сделать так, чтобы регулирование отрасли БАС в РФ появилось как можно позже или не появилось вообще. Потому что как только проблема с регулированием БАС в РФ будет решена, то выяснится, что деньги из бюджета со стороны государства и вовсе не нужны, соответственно и не нужны все эти структуры »институтов развития«. Сейчас практически во всех официальных документах по развитию отрасли БАС снятие административных барьеров выносится в самый конец - ближе к 2030 г.», - говорит Андрей Патраков.
MASHNEWS ранее писал, что даже в национальной стратегии развития беспилотной отрасли до 2030-го года «корректировка» административных препон предусмотрена в 2030-м.
На данный момент в планах АНО «НПЦ БАС» остается идея сертификации беспилотников до 30 килограммов, которым сертификация не нужна.