04 августа 2023 17:49
читать 8 минут

Кто в России всех крупнее. Регионы начали рассказывать, как перевернут беспилотную отрасль

Петербург одним из первых обнародовал свой план по созданию крупного НПЦ для производства беспилотников. В федеральном проекте создания научно-производственных центров участвуют 57 регионов России, в том числе «новые» — ДНР и ЛНР. Ряд экспертов считает, что НПЦ не помогут отрасли, лучше бы развивали реальный рынок беспилотников.

В Петербурге займутся двигателями

Петербургская команда по развитию беспилотных авиасистем сейчас находится в Новосибирске на интенсиве «Архипелаг» (проходит с 28 июля по 7 августа), её возглавляет председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик.

На «Архипелаге» регионы, которые решили развивать отрасль беспилотников на своей территории, представляют проекты научно-производственных центров (НПЦ).  

Петербург — один из 12 регионов, которые строят у себя крупные НПЦ. Есть ещё малые НПЦ, планировались и «специализированные», но от них отказались.

В команде Петербурга, которая ответственна за НПЦ в городе, — 14 человек. Помимо чиновников, туда включены представители вузов (Военмех, ЛЭТИ, Бонч-Бруевича, гражданской авиации и др.) и технологических частных компаний («Геоскан», «Навигатор» и др.).


Город готов вложить 2,56 млрд рублей в проект. Половину этой суммы может возместить федеральный бюджет. Предполагается, что НПЦ в Петербурге займёт 18,6 тыс. кв. метров, а, чтобы работа была дешевле, расположат производство и прочие помещения в особой экономической зоне на площадке в Шушарах.

В НПЦ должны появиться:

  • Лабораторно-исследовательский центр;
  • Центр коллективного пользования;
  • Учебный центр;
  • Центр испытаний и сертификации;
  • Производственный центр;
  • Центр IT;
  • Сервисный центр.

В связи с тем, что Ленинградская область тоже будет строить НПЦ, с ней решили частично объединиться и проводить испытания беспилотников на площадке «Сосново». Поддержит этот проект НПО «Алмаз».

Специализироваться петербургский НПЦ будет на шести направлениях:

  • программное обеспечение,
  • искусственный интеллект,
  • связные технологии,
  • исследования и разработка двигателей и распределённых силовых установок,
  • исследования и разработка в сфере аэродинамики,
  • системы управления безопасностью полётов.

Ввести НПЦ в эксплуатацию должны в 2025 году. Хотя, согласно изначальному плану, он должен был открыться в 2024-м. Изначальный план создавали в федеральном оперштабе по развитию БАС. Но петербургские власти решили, что не успеют.

Управляющей компанией станет «Технопарк Петербурга».


У петербургского проекта уже больше 30 производственных партнёров по БАС. В частности, своё участие в НПЦ подтвердили «Радар ммс», АО «Навигатор», «Алмаз-Антей», НИИ «Вектор», НТЦ «Заслон».

Эксперты говорят, что главной проблемой для развития отрасли остаётся запрет на полёты беспилотников. Об этом, в частности, регулярно напоминает компания «Флай Дрон». Она же сотрудничает с Петербургом по вопросам экспериментально-правового режима (ЭПР). Этот режим должен создать условия для беспрепятственного применения беспилотников.

Что там у других?


В общей сложности на федеральный проект по развитию беспилотной отрасли думают потратить 235 млрд рублей. Курирует его зампред правительства Андрей Белоусов, а непосредственно руководит замминистра транспорта Игорь Чалик.

Помимо Петербурга, публично известно о планах трёх регионов. Например, в Рязанской области в «Аэрокосмической долине» введут ЭПР, а за ней должны начаться испытания и производство беспилотников. Помогать рязанцам готовы ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) и Роскосмос.

В Новосибирской области сами беспилотники производить не хотят. Там будут заниматься отдельными компонентами и электроникой, а сборку передадут в «добрые руки».

В Томской области решили сосредоточиться на испытаниях.

Отдельно следует сказать про АО «Навигатор», который заметно раньше придумал концепцию НПЦ. Называется она у него НАЦЦАП — Национальный центр авиационного приборостроения, подготовлен план и найдена земля.

Проект «Навигатора» призван объединить усилия разных компаний в одном кластере. Всё это на частные средства. Только власти Петербурга «Навигатор» похвалили, но в реализации не помогали, а теперь собираются тратить 2,5 млрд бюджетных (региональных и федеральных) рублей.

А нужен нам такой НПЦ?


Фото: geoscan.aero

В стратегии развития беспилотной отрасли, которую просил разработать президент Путин, помимо создания НПЦ есть пункт о стимулировании спроса на отечественные беспилотники. Эксперты говорят, что эти цели не бьются друг с другом.

«Совершенно непонятна практическая польза от НПЦ для развития рынка. Админбарьеры в сфере эксплуатации БВС они не устраняют, вместо этого рыночный спрос должны создавать региональные власти за свой счёт. Не будет денег в бюджете — не будет и спроса», — говорит председатель правления Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев.

«Сохраняется и даже усиливается запретительный порядок сертификации БВС. Как и ранее, данная госуслуга, вменяемая государством разработчику, Росавиацией никак регламентирована — ни по срокам, ни по содержанию, ни по стоимости. Это делает невозможным расчёт сметы проекта, защиту бизнес-плана и, как следствие, привлечение финансирования. Новых эффективных механизмов господдержки сложных ресурсоёмких НИОКР, необходимых для создания компонентной базы для БВС, также не предусмотрено. Как и ранее, сохраняются запретительные условия получения финансирования на НИОКР для квалифицированных разработчиков», — объясняет Детенышев.

Он добавляет, что на данный момент создание НПЦ выглядит скорее как имитация деятельности по исполнению поручения президента, а не как реальные шаги по развитию отрасли.

Очевидно, что региональные власти не способны самостоятельно устранить федеральные админбарьеры, считает Детенышев. Но они могли бы сконцентрироваться на разработке компонентов БВС и предложить адекватные меры поддержки таких проектов, включая индивидуальную, а не формальную экспертизу, реалистичные условия получения грантов на НИОКР, оборудованные лаборатории, а не пустые ангары.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент