Национальный центр авиаприборостроения упёрся в землю
В Петербурге не могут открыть кластер авиационного приборостроения — проблема в согласовании земельного участка. Инициатор проекта — АО «Навигатор» — хочет получить территорию на льготных условиях: 1 рубль за метр. А потом в проект должны вложить 5 млрд рублей.
Суверенитет и инженерная элита
Национальный центр авиационного приборостроения (НАЦЦАП) создаётся на базе АО «Навигатор», которое производит системы безопасности полётов. Компания, как говорит её руководство, очень хочет «повторить успехи советской инженерии и авиационного приборостроения».
Центр должен заниматься и производством, и исследованиями, и образованием. Об этом 24 мая рассказали вице-губернатору Кириллу Полякову, который отвечает в правительстве Петербурга за промышленность.
В обоснование необходимости создания кластера заявлены цели, которые сегодня никто не посмеет подвергать сомнению:
- суверенитет страны в вопросах воздушного движения;
- внедрение инновационных и совершенствование классических технологий;
- формирование инженерной элиты.
На территории кластера на площади в 15 тысяч квадратных метров (это почти половина всего НАЦЦАП) должны разместить производство (цеха механической и листовой обработки, сборочно-монтажный цех, несколько цехов по нанесению гальванических и лакокрасочных покрытий). Сборочные линии, конечно, обещают быть роботизированными. Но одна тысяча человек производственного штата всё равно необходима.
Как рассказали MASHNEWS в «Навигаторе», когда они наладят собственное производство, то будут приглашать в НАЦЦАП других производителей для кооперации.
В кластере должен быть центр разработок, который сможет создавать продукт, способный «конкурировать на мировом рынке». Для этого центр обещают обеспечить площадками имитации полёта, стендами БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) в полную величину и т.д.
Подход к образовательным методикам — современный и даже либеральный. «Мы написали концепцию по магистратуре, будем забирать студентов после бакалавриата, чтобы обучать узкоспециализированной разработке авиационного оборудования», — говорит гендиректор «Навигатора» Сергей Бабуров.
Наконец, компания хочет сделать площадку для конференций (она уже три года проводит в Петербурге форум «Современная российская авионика») и авиационный музей, в котором будут экспозиции по истории авиации и отдельный выставочный зал для демонстрации реализованных проектов советских и российских разработчиков в отрасли приборостроения, сказали в «Навигаторе».
В проект должны вложить пять миллиардов рублей. Первый этап — расширение производства и закупка нового оборудования. На это выделено 360 млн рублей.
Дайте землю!
Фото: navigat.ru
Всем этим глобальным планам мешает отсутствие земли. Площадку под НАЦЦАП уже нашли, но стройку начать не могут — не согласован земельный участок.
«Мы уже выбрали участок на Мебельной улице и ждём внесения необходимых изменений в проект планировки территории. Параллельно проект [кластера] прорабатывается с городом и учебными заведениями», — поясняет Сергей Бабуров.
Бабуров рассчитывает на помощь городских властей в решении земельного вопроса.
Вице-губернатор Поляков обещал посодействовать. Всё-таки участок хотят получить фактически бесплатно (1 рубль за квадратный метр).
Ранее MASHNEWS писал, что строительство новых предприятий в России занимает в среднем 67 месяцев. И на то, чтобы найти и получить участок, уходят годы.
Разработчикам надо прислушиваться к эксплуатантам
Фото: Telegram-канал Кирилла Полякова
НАЦЦАП — не первый проект авиационного кластера в России. В регионах работает пять проектов, основной специализацией которых является авиастроение. По данным «Карты кластеров» (разработана НИУ ВШЭ), их развивают в Воронежской, Ульяновской и Иркутской областях, Хабаровском крае и в Бурятии.
Высокий уровень организации только у одного из них — научно-образовательно-производственного кластера «Ульяновск-Авиа». Он, как и «Навигатор», специализируется на приборостроении и занимается образованием в этой сфере.
Остальные кластеры имеют «начальный» уровень организации. Несмотря на то что они созданы давно, кто-то ещё в 2012 году, в них немного участников. Если у ульяновского кластера их 77, то у воронежского — 14.
Большинство кластеров специализируются на сборке самолётов, а не на производстве БРЭО. На авиаприборостроение ориентированы кластеры в Ульяновской и Иркутской областях.
Разработчикам нужно больше взаимодействия с эксплуатантами, говорит заслуженный штурман РФ, кандидат технических наук Анатолий Костылев. Он надеется, что это будет продумано в кластере в Петербурге.
«Положительный эффект от создания такого кластера в любом случае будет. Разработчики прекрасно знают технику, но понимание, как она себя поведёт при эксплуатации, есть только на бумаге. В реальности могу возникнуть ситуации, о которых разработчики не знают. Они должны иметь тесную связь с эксплуатантами», — считает эксперт.
СПРАВКА MASHNEWS:
АО «Навигатор» производит системы безопасности полётов, самолётные ответчики, системы навигации и посадки и другую авионику. Оборудование используется во всех российских моделях воздушных судов. Компания существует с 1992 года.