Новые заводы в России строят очень долго. Процесс решили ускорить
Средний срок строительства нового промышленного предприятия — 67 месяцев. Инвесторы годами ищут подходящие для размещения предприятий участки, а потом ещё годы тратят на согласования проектов. До финиша доходят не все.
На 607 дней короче
Проблемой сокращения сроков строительства промышленных объектов занялись и Правительство РФ, и объединения девелоперов и промышленников.
Правительство России сократило количество согласований на 52 позиции, выпустив постановление от 30 апреля 2023 года.
Минстрой сообщил 18 мая, что общее количество документов, сведений, материалов и согласований теперь составляет 699 позиций против 989 (по состоянию на 2021 год). По подсчётам министерства, это снизило сроки реализации проектов с 2181 дня (72 месяца) до 1574 дней (52,4 месяца).
По данным Центра стратегических разработок (ЦСР), в среднем срок строительства промпредприятий занимает 67 месяцев. На само сооружение объекта уходит 31 месяц, на выбор земельного участка — девять месяцев, на получение разрешительных документов — 21 месяц, на ввод в эксплуатацию — 31 месяц.
Группа «Фосагро» потратила на весь процесс согласований и строительства азотного комплекса АО «Апатит» в Череповце 73 месяца. У «Газпром нефти» на создание установки водоподготовки нефти и газа на Тазовском месторождении в ЯНАО ушло 45 месяцев. У группы «Технониколь» 44 месяца заняло строительство завода по производству теплоизоляционных материалов в Ростовской области.
Где построить завод
Фото: yanao.ru
Девелоперы говорят и о других проблемах — с поиском участков, на которых можно построить промышленное здание.
Если механизмы строительства жилья отлажены, то с созданием новых промышленных площадок дело обстоит хуже, говорит Вячеслав Шаляхин, председатель Комитета по промышленному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Этот комитет создан в мае прошлого года, когда стало ясно, что стране требуется строить новые заводы.
«Настали времена, когда нужно быстро решить проблему с промышленным строительством, а мы к этому не всегда готовы. Есть редкие исключения: Подмосковье, Калужская область, Татарстан, Ульяновская область. Но в целом нет чёткой государственной политики в области промышленного строительства», — заявил Вячеслав Шаляхин, выступая 17 мая на круглом столе «Промышленное строительство в России: итоги года и перспективы развития», организованном Российской гильдией управляющих и девелоперов (РГУД).
По его словам, крупным предприятиям легче проходить этот путь, так как государственная поддержка направлена в основном на них, а «малые и средние остаются без внимания».
Прежде всего, они сталкиваются с нехваткой информации о земельных участках, пригодных для создания промпредприятий. Регионы не могут предоставить инвесторам исчерпывающих актуальных сведений. Чуть лучше обстоят дела в индустриальных парках, территориях опережающего развития (ТОР) и особых экономических зонах (ОЭЗ).
«Но непонятно, что и где можно строить, а что нет. Например, инвестору нужно разместить предприятие второго класса опасности. Когда он начинает листать реестры технопарков, ТОР, ОЭЗ, он не может получить в полной мере информацию, где есть такая возможность. Он год может ходить в поисках подходящего участка нужной ему площади, с наличием железнодорожных веток и так далее», — описывает проблему Ольга Торбич, замруководителя направления «Пространственное развитие» ЦСР.
С начала прошлого года ЦСР стал больше внимания уделять проблемам промышленного строительства, говорит Ольга Торбич. Фонд собирает предложения, как сделать этот процесс прозрачнее и быстрее. Он сотрудничает с РГУД и группой предприятий, куда входят «Сибур», «Газпром нефть», «Синара», «Технониколь», «Мираторг» и другие.
По мнению Торбич, нужно создать агентства регионального развития, которые бы вели реестры участков, чтобы «инвестор в три клика мог получить информацию, где ему разместиться».
Иностранцы шли по зелёному коридору
Фото: Антон Ваганов / «Коммерсантъ»
Долгое время, пока промышленное строительство не было массовым, проблемы системно не решались, а решения принимались в ручном режиме. Крупные иностранные компании, которые в большинстве случаев предпочитали строить заводы в чистом поле, получали все согласования на особых условиях. Для них открывали зелёный коридор в рамках соглашений на уровне Правительства РФ.
Так было с автосборочными предприятиями General Motors (построил в Петербурге завод с объёмом инвестиций $230 млн), Volkswagen (завод в Калужской области за €250 млн), Toyota Motor (Петербург, 15 млрд иен) и другими.
Аналогичный особый путь применялся и для крупных российских проектов вроде Пуровского газоконденсатного завода, который в 2004 году на Ямале начал строить НОВАТЭК (инвестиции $300 млн).
Инвесторам поскромнее приходилось годами искать участки под застройку. Например, по словам Арнольда Леймана, гендиректора компании-производителя упаковочной плёнки «Тонар», предприятие пять лет потратило на поиски подходящего участка в Петербурге для строительства нового завода. Похожий путь проделал производитель лабораторного оборудования, расходных материалов и реагентов «Биовитрум», пока не «прописался» в Ленинградской области.
Группа «Технониколь» год пыталась согласовать с администрацией Санкт-Петербурга условия строительства завода с объёмом инвестиций 7 млрд рублей и в результате в конце 2021 года решила разместить его в Великом Новгороде. В итоге объём инвестиций вырос до 11 млрд.
Компания «СТОД» в 2019 году и вовсе отказалась строить в ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области завод по выпуску древесных стройматериалов за 10,6 млрд рублей. Несколько лет ушло на обсуждение проекта с администрацией региона, и в результате власти не выполнили обещания построить подъездные железнодорожные пути к ОЭЗ. А без них решать проблемы с логистикой инвестору было бы сложно и дорого.
В 2022 году вырос запрос на создание новых предприятий — прежде всего, от малых и средних компаний, говорят эксперты. Этим компаниям, как правило, участки для строительства нужны срочно, они ограничены в финансовых возможностях и не могут тратить годы на поиск земли и согласование проекта.
«Такая потребность возникла практически на всей территории страны и очень быстро привела к значительному дефициту готовых площадей. В лучшей ситуации оказались индустриальные парки, имеющие такую инфраструктуру прямо сейчас», — говорит Андрей Минаев, директор ООО «Индустриальный парк »Приморье«.
Растущий спрос требует создания новых промзон. Они начинают появляться. Так, по данным Ассоциации индустриальных парков, в 2022 году число таких территорий в России выросло на 5% (19 парков).
Издержки снизили на 4%
Фото: www.tn.ru
Благодаря принятым за последний год мерам, с трёх до одного месяца сократился срок общественных слушаний по генпланам, правилам землепользования и застройки, проектам планировки территории (ППТ).
На столько же уменьшено время согласования генпланов с органами власти. Больше не нужно предоставлять генплан участка для получения разрешения на ввод постройки в эксплуатацию, не требуется разрешение на подготовку проекта ППТ.
В результате удалось сократить «клиентский путь» в среднем на 200 дней, а издержки инвесторов — на 4%, подсчитала Ольга Торбич.
Правда, не все новации властей нравятся инвесторам. Например, в декабре 2022 года в Градостроительный кодекс РФ была включена статья «Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства» (АГО).
«Там есть две оговорки. Первая: субъекты определяют границы территорий, где они этот АГО применяют. Например, это могут быть исторические центры городов. Вторая: постановление правительства формирует список исключений из АГО. Проекта постановления пока нет, списка нет», — комментирует Елена Бодрова, вице-президент, исполнительный директор РГУД.
По её мнению, нужно сделать так, чтобы статья об АГО не легла дополнительным бременем на промышленных инвесторов, так как предприятия обычно строятся на периферии городов, где требования к архитектурному облику не слишком строгие. При этом статья в Градкодексе добавляет этапы в цепочку согласования проектов и удорожает процесс.
ЦСР, РГУД и НОСТРОЙ должны в ближайшее время направить в Минэкономразвития перечень мер, которые, по их мнению, сделают процесс создания новых промпредприятий более эффективным и прозрачным, сообщил Вячеслав Шаляхин. Помимо идей насчёт земельных участков и согласовательных процедур, они включат предложения по финансовой господдержке промышленного строительства и тарифам на технологическое присоединение к инженерным сетям.