29 июня 2023 14:01
читать 7 минут

Стратегия развития беспилотников не дала ответов на два ключевых вопроса

Правительство РФ утвердило стратегию развития беспилотной отрасли. В ней множество положений и планов, но два пункта, которые следовало бы назвать ключевыми, делают стратегию нерабочей, считают эксперты.

Ключевые направления

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал Стратегию развития отрасли БАС (беспилотных авиасистем) до 2030 года и на перспективу до 2035-го, об этом сообщил сайт Правительства России 28 июня.

Разработать стратегию развития отрасли БАС правительству поручил президент Владимир Путин ещё 30 декабря 2022 года. Дедлайн стоял на 1 июня. Чиновники опоздали, сдали документ только 28 июня.

В стратегии пять главных направлений работы:

  1. стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы;
  2. разработка и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров;
  3. развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов;
  4. подготовка кадров для беспилотной авиации;
  5. фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов напомнил, что эта стратегия — одна из составных частей нацпроекта.

«В настоящее время параллельно с разработкой стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии», — сказал чиновник.

Создание стратегии было вторым пунктом в указе президента. Первый — комиссия по вопросам развития БАС. Её создали ещё в феврале 2023 года. Один из дальнейших пунктов указа президента — «создать благоприятные условия для развития рынка беспилотных авиационных систем». Однако сейчас его реализация, мягко говоря, хромает в связи с запретом на использование беспилотников в больше чем половине регионов России.

Дальше — по планам — ещё предстоит создание системы страхования и ответственности. И к 1 сентября провести выставку «технологических продуктов и решений в сфере беспилотной авиации».

Ориентиры — США и Китай


Фото: Freepik

Правительство России оценило долю беспилотной отрасли в ВВП России в 0,1%. В 2023 году в России до 200 организаций работают в этой отрасли. Это предприятия из сферы промышленности, образования, проектировщики, но в первую очередь разработчики. Они составляют одну треть рынка.

При этом за время реализации стратегии, то есть до 2030 года, только изготовителей комплектующих должно стать порядка 200.

На рынке беспилотной авиации в 2022 году доминировали США и КНР, отмечается в правительственном документе. США имеют первенство в сегменте оказания услуг с помощью БАС, в то время как Китай — мировой лидер в производстве беспилотных авиационных систем (более 80% произведённых в мире беспилотных авиационных систем приходится на КНР).

Развитию беспилотников в мире способствовало активное финансирование и «прогрессирующее нормативное регулирование отрасли».

В России условий пока нет, а главными заказчиками на рынке являются МЧС и Росгвардия.

Правительство считает, что развитие может пойти по двум сценариям, которые незамысловато названо базовым и прогрессивным.

Базовый предусматривает рост рынка на 14% в год, а прогрессивный — на 25%. При последнем «допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства».

Так что, если Россия вдруг окажется впереди планеты всей, то лидеру рынка США, в связи с их «недружественностью», всё равно ничего не достанется.

Оптимизация барьеров вместо их снятия


Фото: mos.ru

Кратко резюмировав стратегию, можно прийти к выводу, что в её основной части, то есть в период с 2023-го по 2035 год, не будет ключевых изменений, которые волнуют экспертов. Это устранение административных барьеров и решение проблемы с компонентной базой, то есть основы производства самих беспилотников.  

В двух временных этапах, которые предусматривает стратегия, эти проблемы не затронуты. Там речь идёт о подготовке кадров.

Из чего эти кадры будут делать беспилотники, вопрос открытый, а решить его планируют в перспективе к 2035 году — тогда должна быть создана отечественная компонентная база. Что касается запретов, то вместо их снятия предлагается «оптимизация», но тоже через 12 лет.

Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев говорит, что эти вопросы самые сложные, и может так получиться, что их не решат, но смогут отчитаться за выполнение всех остальных, коих масса. Таким образом никого не накажут, но и беспилотная отрасль работать не будет.

«Проблема в том, что стратегия не решает основные проблемы отрасли — запретительную регуляторику и отсутствие компонентной базы. Из перечисленных формулировок они (чиновники — прим. ред.) и будут исходить. Ограничения останутся, но другие, получается, оптимизировали. Компонентная база до 2035 года — то есть все 12 лет они будут народ учить, а из чего потом им делать-то беспилотники? В итоге будет отчёт, что 98 пунктов выполнили, а два не выполнили. До завершения стратегии этого и не предполагается«, — говорит эксперт.

Детенышев также отметил, что аналогичная стратегия существует с 2015 года, только называется дорожной картой и создал её «Аэронет» (союз экспертов, разработчиков и всех, кто задействован в отрасли БАС).

MASHNEWS сравнил эту карту со стратегией правительства и оказалось, что многие пункты действительно совпадают, просто написаны другими словами и напротив них стоят другие даты, от 2016-го до 2020 года. Дорожную карту одобрил президиум Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию.

Совершенствование нормативной правовой базы, то есть та же оптимизация запретов, должно было закончиться ещё в 2017–2018 годах.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!