05 апреля 2024 09:31
читать 7 минут

России нужны легкие вертолеты. Премьер обещал увеличить объемы производства на 30%

Глава российского правительства Михаил Мишустин, выступая с отчетом в Госдуме, заявил, что в этом году производство гражданских вертолетов вырастет на 30%. Это не очень много - годом раньше оно упало на 50%. Как отмечают эксперты, российские заводы могут производить в год гораздо больше, чем запланировал Мишустин, просто им нужны заказы - мощностей хватает, был бы покупатель.

30% - это сколько?

Премьер-министр России Михаил Мишустин выступил в Государственной Думе с ежегодным отчетом 3 апреля. В блоке промышленности авиация заняла всего пару абзацев, но впервые за все время выступлений перед депутатами Мишустин упомянул вертолеты.

Согласно утверждениям премьер-министра Россия уже в 2024-м году увеличит объем выпуска гражданских вертолетов на 30%.

«Объем ее (авиации – прим. ред.) промышленного производства увеличился практически на пятую часть… В текущем году планируем увеличить почти на 30% выпуск гражданских вертолетов», - заявил Михаил Мишустин.

В 2023-м году в России произвели 89 гражданских вертолетов. Для сравнения: в 2022-м было выпущено 199 вертолетов.

То есть 30% от уровня прошлого года - это плюс  27-28 машин. Что немного. Эксперты считают, что в России способны произвести гораздо больше.

Основными вертолетостроительными заводами России являются ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ) и АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)». Все они входят в «Вертолеты России» (дочка Ростеха).

Согласно заявлениям Ростеха, производство вертолетов уже наращивается, но приоритет отдается боевым машинам.

Ми-8/17. Фото: Вертолеты России

«Не каждая компания может позволить себе новую машину»

Вертолетный парк России стареет - ГТЛК (Государственная транспортно-лизинговая компания) в июне 2023-го года выпустила отчет, в котором говорилось, что 70% гражданского флота  - машины старше 25 лет. По оценкам ГТЛК, ежегодно из эксплуатации в РФ будет выбывать по 86 вертолетов. Компания предлагала начать массовую замену бортов.

Россия продает и передает иным государствам гражданские вертолеты собственного производства. Так, в прошлом году Зимбабве  были переданы 18 вертолетов «Ансат», в которых остро нуждается сама.

Эксперты подчеркивают, что при увеличении производства вертолетов особое внимание нужно уделить как раз «Ансатам».

«Ми-8 в принципе хватает. В стране много Ми-8Т, а модификации Ми-8АМТ\МТВ потихоньку заменяют старые модели Ми-8. Чувствуется нехватка именно легких машин – есть «Ансат», он лучше Ми-2, но у него нет ПОСов (противообледенительная система) нет, дальность опять же  маленькая», - объясняет пилот Ми-8, автор телеграм-канала «Скромный работник гражданской авиации» Тимур Фаткулов.


СПРАВКА MASHNEWS

  • Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в 1960-х годах. В 1965 году было развернуто серийное производство в Польше. До окончания производства в 1992 году построено больше 5400 штук.
  • «Ансат» (тат. - несложный) — российский легкий вертолет разработки КБ «Казанского вертолётного завода». Крейсерская скорость - 220 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками - 505 км.

 

Нам нужны легкие вертолеты - для них в нашей стране всегда есть работа. Во всем мире легкие машины используют для множества задач, где мощности средних и тяжелых машин избыточны, говорит Тимур Фаткулов.

Но, дополняет эксперт, «Ансат» - это не та машина, которая нужна за Уралом, где такой вертолет превращается в «Мескен» (жалкий, убогий в переводе с татарского, - прим. ред.).

«Ускорение производства возможно, если увеличить производственные мощности на авиазаводах. Наработки для создания легких машин есть - придумывать ничего не надо. В идеале - построить бы отдельный завод для выпуска легких машин и силовых установок с трансмиссиями в России (а не так, как происходило в советские времена, когда рахместили производство Польше)», - считает Фаткулов.

Проблема в том, что «Ансаты» дорогие, не каждая авиакомпания (а их в России десятки) может позволить себе новую машину.

Ансат. Фото: Вертолеты России


Могут и больше

Собеседники Mashnews, связанные с вертолетостроением, отмечают: сейчас в стране гораздо больше инженеров, которые занимаются ремонтом старых, а не сборкой новых вертолетов.

«Все занимаются ремонтом. Можно посмотреть статистику ГТЛК, сколько собственных гражданских вертолетов произвела наша держава в 2023-м году. Вы удивитесь, но это не то, чтобы сотни, но даже не сотня штук», - отмечает инженер предприятия, занимающегося ремонтом вертолетов.

По объективным причинам (загрузка авиазаводов военными заказами, работа над новыми моделями) несколько просело собственное производство гражданской авиатехники, - объясняли в ГТЛК.

Необходимые мощности у гражданских заводов есть - нужны только заказы, говорят специалисты.

«Заводы могут как дорастить производство, так и сократить. Темпы, динамика зависят от количества заказов. Если посмотреть вообще динамику выпуска по годам, то мы увидим, что были годы, когда и по 300 вертолетов выпускали. Это говорит лишь о том, что тогда был спрос высокий. Если в ближайшие годы будет  списываться большое количество вертолетов, значит потребность в новых возрастет. То, что он (Мишустин, - прим. ред.) сказал про 30%, это как раз говорит о том, что есть запрос. Это не потому, что у нашей промышленности появились новые возможности», - говорит главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент