Вертолёты на излёте. ГТЛК предлагает срочно менять вертолётный флот России
70% гражданских вертолётов в России старше 25 лет — их надо срочно заменять. Так считают в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). По оценкам компании, ежегодно из эксплуатации будет выбывать по 86 вертолётов. Эксперты говорят, что российская промышленность может произвести много вертолётов, но очень сомневаются, что их захотят покупать в таком количестве.
Фото: «Вертолёты России»
Изношенное — заменить
В ближайшие годы вертолёты, которым больше 25 лет, будут выбывать из гражданского флота, говорится в отчёте ГТЛК. Его данные привели 28 июня РИА Новости. Таких вертолётов в России около 70% от общего количества. Большинство вертолётов «в годах» относятся к категории тяжёлые.
Глава Ассоциации вертолётной индустрии (АВИ) Михаил Казачков называл в сентябре 2022 года даже большие, чем в отчёте ГТЛК, цифры: по его данным, более 75% вертолётов старше 25 лет.
В 2023–2025 годах России нужно построить и ввести в эксплуатацию 219 новых вертолётов, подсчитали в ГТЛК.
По планам Правительства России, с 2023 года по 2030-й надо выпустить 764 вертолёта. Однако Минпромторг в лице замглавы ведомства Олега Бочарова заявил на выставке HeliRussia, что план увеличат на треть, то есть до 1018 вертолётов.
В отчёте ГТЛК о тысяче бортов речи не идёт. Ранее эксперты, в частности члены Ассоциации вертолётной индустрии, усомнились, что такое количество удастся произвести с учётом проблем с комплектующими.
Специалисты, опрошенные MASHNEWS, призвали обратить внимание на двигатели, которые перечислены в том же плане правительства. Среди них — двигатель ПД-8, которого пока не существует. Он создаётся под самолёт SSJ-New и должен быть модифицирован под вертолёт — в ПД-8В — силами Объединённой двигательной корпорации (ОДК). В первую очередь их хотят ставить на Ми-26.
Основой обновлённого флота должны стать «Ансаты» (201 штука) и Ми-8 (276 штук) в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ. Согласно плану Правительства России, модификаций Ми-8 в 2023 году произведут 27 и 42 борта соответственно.
«Ансат» разработали на Казанском вертолётном заводе. У него есть много назначений — от перевозки грузов и пассажиров до учебных полётов и патрулирования. Ми-8 также многоцелевой. Его часто используют МЧС или «Авиалесоохрана».
В 2022 году для России планировалось изготовить 91 вертолёт (всех типов). Произвели 185, но часть из них отправилась на экспорт. В 2023-м хотят сделать 113 вертолётов. Дальше год от года количество, если смотреть в документы, будет снижаться — меньше всего в 2025 году — 69 бортов.
Планы есть, а спроса нет
В 2022 году замглавы АВИ Александр Калачев сказал в интервью «Ведомостям», что спроса на новую продукцию у эксплуатантов пока не наблюдается. Возможно, после этого «Вертолёты России» решили стимулировать спрос, запретив продлевать сроки эксплуатации Ми-8 и Ми-26 без замены хвостовых балок. Замена приводит к уменьшению налёта 2,5–3 раза, поэтому мера не популярна у тех, кто на вертолётах летает.
«Стимулировать спрос на новые российские вертолёты помогут инвестпроекты ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ)», — считают в Государственной транспортной лизинговой компании.
Из последних достижений ГТЛК в части использования средств ФНБ — авансирование производства 35 вертолётов. Большая их часть пойдёт на Дальний Восток.
Главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров говорит, что планы ГТЛК и правительства очень выгодны промышленникам, но вопрос в том, нужно ли столько вертолётов эксплуатантам.
«Получить заказ и финансирование — это вопрос административных решений. Наша промышленность может производить и больше, чем запланировали власти. Однако слова об износе флота — лишь оценочные суждения аналитиков ГТЛК, основанные только на возрасте вертолётов. Годность бортов оценивается не в годах. Представим, есть у нас два вертолёта, каждому по 10 лет, но один летает два часа в неделю, а второй целыми днями в воздухе», — считает эксперт.
«Заявлений от авиапредприятий о дефиците мы не слышим, — продолжает Гусаров. — Спрос на вертолёты сократился и даже продолжает падать. Он же (спрос на вертолёты — прим. ред.) зависит от спроса на вертолётные работы, а для его стимуляции надо экономику регионов развивать«.
Старое лучше нового?
Фото: Ростех
Что касается спроса, то эксплуатанты уверяют MASHNEWS, что новые вертолёты, скорее всего, заставят покупать государственные учреждения: структуры МЧС и принадлежащие местным властям региональные авиакомпании. Но они смогут купить незначительное количество машин по сравнению с объёмами, которые хотят производить.
Недавно холдинг «Вертолёты России» передал два Ми-8МТВ-1 в Нарьян-Марский авиаотряд. Такие отряды готовы брать вертолёты и с запасом, для них они жизненно необходимы, но постоянный спрос обеспечить они не смогут.
«В нашем округе вертолёты — и маршрутка, и грузовик, и скорая помощь. А порой и единственная надежда на спасение. Поэтому для нас очень важно обеспечить безопасные авиаперевозки внутри региона. Один из шагов к этой цели — обновление воздушного флота Нарьян-Марского объединённого авиаотряда», — говорил губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный.
Непосредственный эксплуатант, пилот одной из модификаций Ми-8 рассказал MASHNEWS, что сейчас летает на 23-летнем борту.
«Постоянный ремонт, уход и диагностика могут продлевать жизнь вертолёту за пределами срока эксплуатации. Конечно, обновление нужно, но не драконовскими мерами по »стимулированию спроса« в виде запрета на продление сроков. Плюс мы пока не знаем, какая начинка будет у »импортозамещённых« вертолётов. У меня вот украинские двигатели, которых явно не будет в следующих бортах», — говорит собеседник.