Нижегородский автозавод сможет выпускать игрушечные «Чайки»
Автозавод НАЗ (ранее известный как ГАЗ) оформил на себя товарный знак с образом легендарного советского автомобиля «Чайка» для игрушек и коллекционных моделей. Ранее предприятие получило право использовать этот бренд для изготовления текстильных изделий и алкогольных напитков.

Предприятие еще в 2022 году намеревалось получить право на выпуск игрушечных «Чаек», но Роспатент автозаводу отказал, сославшись на то, что товарный знак для этой категории выглядит слишком расплывчатым. Однако 16 апреля Суд по интеллектуальным правам признал требование предприятия обоснованным.
После вступления решения суда в законную силу, автозавод НАЗ получит право лично производить игрушки или заказывать их у профильных предприятий.
Напомним, автомобиль «Чайка» (модель ГАЗ-13) выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1959 года. НАЗ — его правопреемник (новое название автозавод получил в 2024 году).
«Чайка» - один из главных советских автомобильных брендов. Как минимум с 2013 года в России несколько компаний выпускали игрушки и коллекционные модели «Чайки», выходил журнал об этой машине. При этом производители моделей - «ДеАгостини», «Сакс» и «Симбат» - заключали с предприятием лицензионные договоры на использование образа автомобиля в своей продукции. Однако массовый выпуск игрушечных «Чаек» так и не начался.
Стоит отметить, что в данном случае НАЗ требовал оформить товарный знак не на название и не на точную модель автомобиля, а на схематичное изображение. И в Роспатенте изначально посчитали, что этот образ очень напоминает другие детские модели машинок и если зарегистрировать на «Чайку» товарный знак, то в зоне риска окажутся все производители игрушечных автомобилей.
Представители НАЗ заявили, что образ «Чайки» на другие легковые машины совсем не похож, а раз отличительные особенности имеются, то возникает и право на товарный знак.
Суд по интеллектуальным правам сравнил нарисованную модель «Чайки» с другими игрушечными легковыми машинами и коллекционными моделями и пришел к выводу, что разница действительно есть.
Стоит отметить, что Группа ГАЗ, в которую входит Нижегородский автозавод, очень трепетно относится к игрушечным моделям своей продукции. Ранее Mashnews писал, что Павловский автозавод, выпускающий автобусы под маркой ПАЗ, вступил в спор с производителями детских моделей за использование узнаваемых образов без лицензии.
Попытки выйти на игрушечный рынок предпринимал и оружейный концерн «Алмаз-Антей», предприятие планировало получить товарный знак на модели комплексов «Триумф» и канцелярскую продукцию с этой символикой.
При оформлении товарного знака на непрофильную продукцию с узнаваемыми образами владелец может использовать свою интеллектуальную собственность как для продажи лицензий профильным компаниям (в данном случае фабрикам игрушек), так и для защиты своего бренда от незаконного копирования. Кроме того, наличие товарного знака открывает компаниям широкие возможности по выпуску корпоративных сувениров с узнаваемой символикой.
СПРАВКА MASHNEWS
Автомобили «Чайка» выпускались в СССР с 1959 по 1981 годы. Машины относились к представительскому классу, среди особенностей — четырехкамерный карбюратор и гидроусилитель руля. В открытой продаже «Чайки» не появлялись. Помимо ГАЗ-13, выпускались специальные машины для нужд Минобороны, а также кабриолеты.