Завод ПАЗ проиграл дело о моделях автобусов
Павловский автобусный завод (входит в группу ГАЗ) не сумел лишить прав на товарные знаки ПАЗ компанию из Костромы, не имеющую к заводу никакого отношения. Костромское предприятие занимается изготовлением моделей автомобилей. Это выгодный бизнес. Производители реального транспорта часто встречаются в судах с фирмами, делающими его уменьшенные копии.
Все дело в классе
14 ноября Суд по интеллектуальным правам вынес решение по иску ООО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ) к Роспатенту. Производитель автобусов просил отменить решение Роспатента об охране торговой марки PAZ, которая зарегистрирована на костромское ООО «Скейл».
Речь в деле шла о коллекционных и игрушечных моделях — уменьшенных копиях оригинальных автобусов. Они по международной классификации товаров и услуг (МКТУ) отнесены к 28-му классу, а производство настоящих автобусов — к 12-му классу. Если в сфере реального автопрома «ПАЗ» давно защитил свой товарный знак, то 28-й класс оказался принадлежащим другой компании.
В октябре 2015 года ООО «Скейл» зарегистрировало торговый знак PAZ, компания может им распоряжаться до 24 февраля 2024 года. В марте «Скейл» получил исключительные права на использование торговой марки ПАЗ по 28-му классу МКТУ сроком до 27 сентября 2029 года.
28 сентября 2022 года ООО «ПАЗ» обратился в Роспатент с просьбой досрочно прекратить охрану товарных знаков ООО «Скейл», имеющих отношение к Павловскому автобусному заводу.
Производитель заявил, что также имеет интерес к производству игрушек, более того, такой опыт у компании был — с 2011 по 2014 год ПАЗ предоставлял исключительную лицензию на создание игрушечных моделей автобусов компаниям «Revontuli Toys Оу» и «С-Трейд».
Однако Роспатент 31 марта 2023 года отказал ООО «ПАЗ». Тогда производитель автобусов пошел в суд. Но и Суд по интеллектуальным правам не встал на сторону ПАЗа, поскольку не смог найти свидетельств того, что сейчас ООО «ПАЗ» выпускает сувениры или игрушки со своим логотипом. Поэтому право на модели автобусов осталось за ООО «Скейл».
MASHNEWS направил запросы участникам дела.
«С учетом этого решения [суда] для производства игрушечных моделей автобусов под маркой «ПАЗ» и/или «PAZ» ООО «ПАЗ» или третьим лицам по его заданию необходимо получить предварительное согласие ООО «Скейл». Ситуация парадоксальная, поскольку обычно автопроизводители заранее защищают свои бренды, и при регистрации заявляют максимально широкий спектр их возможного применения. Например, АО «АвтоВАЗ» обладает правами на бренд Lada в отношении вообще всех товаров и услуг, с 1 по 45 класс МКТУ», - рассказал MASHNEWS, адвокат, руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «ПАЗ» - наследник легендарного Павловского автобуса имени Жданова, созданного в 1932 году в городе Павлово Нижегородской области. Сейчас ПАЗ входит в группу ГАЗ. В 2020 году выручка ООО «ПАЗ» составила 15,9 млрд рублей, чистая прибыль — 226,4 млн рублей.
- ООО «Скейл» зарегистрировано в 2009 году. Компаний называют одним из крупнейших в России разработчиков масштабных моделей техники, она выпускается под торговыми марками: «SSM», «Автоистория», «Наши грузовики», «AVD Models», «Советский автобус», «Наши танки». Сами модели производятся в Китае. Выручка ООО «Скейл» в 2022 году — 321 млн рублей, чистая прибыль — 179 млн рублей.
Модели наступают
Автопроизводители судятся с создателями коллекционных моделей регулярно. Так, 20 октября 2023 года «Горьковский автозавод» смог отстоять права на товарные знаки своих автомобилей, на них претендовало ООО «Модимио».
4 декабря 2023 года Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать иск «Ликинского автобусного завода» к тому же ООО «Модимио».
22 января 2024 года в Арбитражном суде Костромской области юристы ООО «ПАЗ» встретятся с производителями моделей автобусов из компаний «Автотема», «Иммедиат дистрибьюшен», «Модимио» и «Скейл». Автозавод в иске требует убрать из продажи модели своих автобусов.
«Права на дизайн машин, как правило, охраняются патентом на промышленный образец, действующий в течение пяти лет с возможностью продления, либо авторскими правами, действующими 70 лет с момента смерти автора. Названия автомобилей могут охраняться как товарные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения», - пояснил MASHNEWS Павел Береснев, партнер коллегии «Михаил Лисин и партнеры».
Сложнее всего автопроизводителям защитить не новинки, а бренды с историей, поскольку на модели, выпущенные в годы СССР документы часто не оформлялись из-за правового нигилизма предприятий, а после череды реорганизаций найти подтверждения для регистрации бренда по всем кодам МКТУ часто технически невозможно, говорит эксперт.
При этом прав на свой бренд можно легко лишиться.
«Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет», - пояснил MASHNEWS адвокат, старший партер МКА «ЮрСити» Виталий Шакин.
Кейс Павловского автобусного завода как раз это и подтверждает — до 2014 года ПАЗ передавал лицензию на выпуск игрушечных автобусов сторонним фирмам, что позволяло ему оставлять за собой свою торговую марку в части 28 класса МКТУ.
Заработок на копиях
Вопрос интеллектуальны прав – денежный. Если они принадлежат производителю, то создатели моделей должны ему платить.
«Мы вынуждены взаимодействовать со всеми владельцами товарных знаков, модели которых делаем или только собираемся сделать: ГАЗ, ЗИЛ (ЗИС), КАМАЗ, «Урал», УАЗ, УВЗ, «ОмскТрансМаш», НПО имени Лавочкина, ОКБ имени Яковлев, «Вертолеты России», ОАК , а до недавнего времени и Boieng, и Aerbus», - рассказала MASHNEWS Ирина Синеоких, коммерческий директор ООО «Звезда», производящего сборные модели-копии различной техники.
После получения лицензии производитель моделей должен предоставлять владельцу знака отчет - раз в квартал или каждый месяц. Некоторые производители оригинальной техники, говорит Синеоких, просят с моделистов залог, чтобы из него - в случае проблем - вычитать платежи за использование знака.
Инициативу производители техники проявляют нечасто. «Очень редко приходят запросы [на изготовление моделей] от судостроительных компаний, но, как правило, это никому неизвестные суда, которые не будут продаваться в нужных нам объемах для того, чтобы отбить издержки на дорогостоящее производство», - говорит Ирина Синеоких.
Если автобус обнаружился на картине
По вопросу о том, нужно ли получать согласие правообладателя художнику, изображающему на полотне автобус конкретной марки, мнения опрошенных MASHNEWS юристов разделились.
«Любое применение чужого товарного знака требует получения согласия от правообладателя. Исключений нет. Не будет считаться нарушением использование чужого товарного знака, если это делается в описательных целях, или в том случае, если обозначение использовалось еще до даты подачи заявки для его регистрации в качестве товарного знака или знака обслуживания», - отмечает Виталий Шакин.
«Сам по себе факт создания картины с элементами бренда не является нарушением. В то же время, экспонирование картины в случае, если за посещение места экспозиции взимается плата или происходит продажа этой работы, может стать нарушением», - считает Кирилл Никитин.
«В авторском праве и в законодательстве о товарных знаках существует так называемая «доктрина добросовестного упоминания и заимствования». Если, например, художник изобразит улицу города, как единый объект, с автомобильным движением, зданиями, деревьями и среди этого гармоничного многообразия будет органично присутствовать узнаваемый автомобиль, то никакого нарушения не будет», - говорит Павел Береснев. Но подчеркивает: если автомобильный бренд становится центральной частью произведения, то разрешение правообладателя требуется.
Вывод: вопросы
авторских прав все глубже проникают в обычную жизнь, за простой детской
машинкой может стоять череда арбитражных споров с промышленными гигантами. Возможно,
недалек тот час, когда судебная практика доберется и до произведений искусства.