13 мая 2025 10:42
читать 12 минут

Пойти в разведку. Россия будет искать критические минералы в новых регионах

Минприроды готовит программу геологоразведки критически важного сырья в ЛНР, ДНР, Запорожье и Херсоне. Эксперты считают, что пока это лишь политический жест и до реального освоения недр бывшей Украины еще далеко. 

Власти планируют начать разведку критических минералов на новых территориях РФ. Об этом сообщил глава Минприроды России Александр Козлов 25 апреля на заседании коллегии Роснедр. Подготовка программ геологоразведочных работ (ГРР) «на территории регионов, возвращенных в состав Российской Федерации» названа одной из приоритетных задач на 2025 год. О том, какие природные ресурсы можно найти в Новороссии, готовы ли будут российские компании зайти в эти проекты и не придется ли делить ценное сырье с американцами, разбирался Mashnews.


Основные данные – еще с советских времен

В 2025 году стартовал второй этап федерального проекта «Геология: возрождение легенды». Упор на этом этапе делается на расширении работ в Арктике и в новых регионах РФ. Минприроды планирует детально разведать около 70 участков. Прежде всего, будут искать критически важные минералы: вольфрам, графит, литий, марганец, молибден, титан, уран.

Как рассказал Mashnews директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Владимир Поклад, в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях, по предварительным данным, находятся месторождения некоторых критически важных минералов.

Во-первых, это литий. Интерес представляет Шевченковское литиевое поле в Донецкой области с запасами до 13,8 млн т руды.

Во-вторых, титан. Особенно значимо месторождение Крутая Балка в Запорожье, где, по оценкам Геологического института РАН, сосредоточено около 20% мировых запасов титана.

Также перспективными для разведки на новых территориях являются марганец, молибден, вольфрам.

Однако оценка потенциала недр бывшей территории Украины опирается еще на советские геологические данные и информацию из открытых источников, в том числе зарубежных. Поэтому данные требуют обновления с учетом современных технологических и экономических реалий.

В Российском геологическом обществе (РосГео) считают, что озвучивать какие-то прогнозы о продуктивности новых территорий преждевременно – слишком давно ими никто не занимался.

«Там есть достаточно мощный сырьевой потенциал, выраженный железом, ураном, редкими россыпями, но, чтобы говорить о том, что там есть, нужно оценить, что сделано, определить изученность этих территорий, и только потом формировать те или иные предложения для дальнейшего развития геологоразведочных работ», - прокомментировал Mashnews президент РосГео, доктор геолого-минералогических наук, профессор Григорий Машковцев.

Но в любом случае, начинать какие-то работы можно будет только после того, как ситуация в этих регионах полностью стабилизируется, считает глава РосГео. С ним согласен научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его мнению, заявление Минприроды о планах разведки минералов в Новороссии – скорее политический жест, направленный на демонстрацию серьезностей намерений присутствия в этих регионах.

«Мы показываем, что Россия надежно пришла в эти регионы и собирается заниматься там развитием экономической базы, в том числе изучением и исследованием недр, а в дальнейшем – их эксплуатацией. Но пока это больше политический знак. Развивать масштабную добычу природных ресурсов в условиях незавершенности боевых действий очень сложно, поэтому это скорее шаг на будущее», - пояснил Станислав Митрахович.

Украина – не Клондайк

В то же время, по мнению эксперта, присоединенные территории вряд ли богаты каким-то уникальным сырьем. В последние десять лет масштабных геологических исследований там не проводилось (особенно на Донбассе), а то, что было ценного, уже давно нашли и освоили, считает Станислав Митрахович.

«Я не думаю, что в новых регионах есть огромные и очень интересные запасы природных ресурсов, и тем более не нужно подменять наши базовые мотивы начала СВО интересом к этим ресурсам – не так уж там много чего-то суперуникального», - заявил собеседник Mashnews.

Скепсис у него вызывают и планы США в рамках ресурсной сделки с Украиной, которая была подписана 30 апреля в Вашингтоне. По мнению Митраховича, ошибочно видеть в Украине новый Клондайк, и Дональд Трамп вряд ли получит ощутимую экономическую выгоду от этого соглашения. Скорее, ему просто важно «имитировать успех».

Россия, в свою очередь, тоже не будет спешить с освоением недр в новых регионах. Тем более что некоторые минералы проще и выгоднее импортировать.

«У нас сегодня нет собственной промышленной добычи лития, потому что его дешевле покупать за рубежом – например, в Латинской Америке. К тому же есть большая волатильность на рынке лития – он за год может подешеветь в 6 раз, как было в 2023 году. Плюс это довольно грязное производство с точки зрения экологической безопасности, - пояснил Митрахович. – Поэтому ситуация, что мы сейчас бросимся добывать где-нибудь в Запорожье, тем более пока там еще пушки не замолчали, маловероятна».  

По мнению эксперта, российским добывающим компаниям сейчас экономически невыгодно заходить на новые территории РФ – «разве что заставят». Возможные совместные проекты России и США тоже кажутся сомнительными.

«Экономического интереса в совместной разведке этих территорий у РФ и США нет – если только показать имитацию «большой дружбы». Экономический смысл может быть в том, чтобы вместе заниматься восстановлением украинского транзита газа, пригласить Америку к владению газовой трубой – вот здесь есть конкретная экономика», - уверен собеседник Mashnews.

Риски для инвесторов можно смягчить

Работа на новых территориях связана с рядом геополитических, юридических и технических рисков. Чтобы привлечь потенциальных инвесторов, нужны меры по их смягчению, считает Владимир Поклад. Так, риски, связанные с неопределенностью запасов, помогут свести к минимуму проведение независимой геологической оценки до начала проекта, использование современных методов разведки и оптимизация фазы ГРР через государственные программы финансирования. Снизить геополитический риск можно через страхование инвестиций и использование российских юрисдикций для регистрации проектов. 

Что касается необходимых технологий в сфере геологоразведки, то у России достаточно собственных компетенций, в том числе для работы на сложных объектах. Однако многие месторождения требуют углубленной разведки, а также технологически сложной добычи (например, месторождения титана). Здесь может понадобиться современное оборудование для картирования и моделирования месторождений, использование импортного ПО и даже привлечение иностранных консультантов.

«По части переработки редкоземельных металлов и других сложных элементов (например, лития) Россия пока отстает от лидеров, таких как Китай. Это может стать барьером для полноценной реализации проектов без создания мощностей по глубокой переработке. Вывод: базовые технологии есть, но в случае сложных объектов необходима их модернизация и усиление компетенций», - подчеркнул директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль».

Прямое участие иностранных компаний в освоении недр России, в том числе на новых территориях, по его мнению, возможно, но с рядом ограничений. Так, могут создаваться совместные предприятия с российскими компаниями, привлекаться иностранные технологические партнеры для оказания отдельных услуг, возможна консалтинговая поддержка, когда геологические и инженерные зарубежные фирмы выступают в роли подрядчиков. При этом остаются сильными санкционные риски – компании из «недружественных» стран могут попасть под ограничения со стороны стран Запада.

«Поэтому больше шансов на участие в российских проектах по геологоразведке имеют компании из стран БРИКС (Китай, Индия, страны Африки и Юго-Восточной Азии), а также иностранные компании в форме российских дочек или совместных предприятий», - отмечают в группе «Деловой профиль».

По мнению Владимира Поклада, освоение минерально-сырьевой базы новых территорий открывает для России значительные перспективы по добыче критических минералов и снижению зависимости от импорта.

«Однако успешная реализация проектов будет зависеть от обновления геологической информации, создания благоприятного инвестиционного климата, модернизации технологической базы, а также преодоления инфраструктурного и геополитического риска», - резюмировал эксперт.

В Минприроды России Mashnews сообщили, что «программы геологоразведки в Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях находятся в разработке, об их наполнении и деталях говорить преждевременно». В ближайшее время министерство представит свои предложения в правительство России, окончательное решение о наполнении программ будет также принято на площадке правительства, добавили в пресс-службе ведомства.

12 мая Роснедра сообщили о проведении аукционов на 15 участков недр ТПИ (твердых полезных ископаемых) в рамках проекта «Геология. Возрождение легенды».

«В III квартале 2025 года Роснедра планируют провести аукционы на право пользования участками недр твердых полезных ископаемых, подготовленных по результатам геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета в 2022–2024 гг. в рамках Федерального проекта «Геология. Возрождение легенды». Предметом аукциона станут 15 объектов с запасами и прогнозными ресурсами золота, серебра, свинца, меди, цинка, железа, бентонита и графита», - говорится на сайте ведомства.

Среди 15 объектов нет ни одного, расположенного на территории новых регионов РФ.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!