24 апреля 2025 17:05
читать 12 минут

25 лет — не срок. Хабаровский судозавод вернет субсидию с рекордной рассрочкой

Хабаровский судостроительный завод 25 лет будет возвращать в бюджет 470 млн рублей за техническое перевооружение, которое так и не состоялось.

18 млн в год

Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ) получил особо выгодные условия по возврату субсидии, выделенной на техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизацию спусковых устройств грузоподъемностью 2000 тонн. 470 млн рублей, которые предприятию предстоит вернуть в бюджет, Хабаровский судостроительный завод сможет выплачивать поэтапно в течение 25 лет — по 18 млн рублей в год. Министерство промышленности и торговли РФ высказалось против, однако 15 апреля Девятый Арбитражный апелляционный суд подтвердил право Хабаровского судостроительного завода на рассрочку. На обжалование у Минпромторга есть два месяца.

Субсидию Хабаровский судостроительный завод получал в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы». С 2011 по 2015 год предприятию из бюджета выделили 749 млн рублей. Как ранее сообщал Mashnews, условия программы завод не выполнил.

В 2023 году Объединенная судостроительная корпорация, в которую входит Хабаровский судозавод, признала, что дальнейшая реализация проекта нецелесообразна и неисполнима. Более того, технические решения, которые изначально планировались внедрить, уже устарели.

Но судебные разбирательства относительно судьбы субсидии начались раньше. В 2022 году Федеральное казначейство взыскало с завода 278 млн рублей. А в 2024-м иск подал и Минпромторг. Аргументы Министерство представило вполне очевидные — проект не реализуется, а, значит, как по действующему законодательству, так и в соответствии с правилами федеральной целевой программы, субсидию необходимо вернуть. Арбитражный суд Москвы с позицией Министерства полностью согласился и октябре 2024 года обязал предприятие вернуть деньги.

Хабаровский судостроительный завод в ответ попросил рассрочку. На 25 лет. И суд это заявление удовлетворил.

Проторенная тропа

Примечательно, что начавшийся в 2022 году спор о возврате 278 млн рублей также закончился рассрочкой. ХСЗ будет возвращать по 1 млн рублей в месяц до 2046 года. Тогда Минпромторг также выражал свое несогласие с позицией судов, ссылаясь на неверное толкование норм права. Однако на заседании, например, в кассационной инстанции, которое состоялось в феврале 2024 года, представители Министерства не присутствовали. А юристы, представляющие интересы завода, наоборот, горячо поддержали рассрочку до 2046 года. На этом дело и завершилось. А сейчас история повторяется.

Хотя в открытом доступе нет заявлений завода, аргументирующих необходимость рассрочки на столь долгий срок, из опубликованных судебных актов позицию предприятия понять можно.

Хабаровский судостроительный завод — один из флагманов судостроения на Дальнем Востоке. Однако предприятие находится в предбанкротном состоянии. Причин несколько — долгосрочные контракты, которые со временем оказались убыточными, низкая загрузка мощностей, логистические сложности.

Для финансового оздоровления завода еще в 2019 году разработана программа, рассчитанная до конца 2025 года.

Предприятие исполняет госконтракты и получает новые. В частности, в 2025 году на предприятии планируют построить два десантных катера на воздушной подушке проекта 12061М «Мурена-М», также запланирован старт строительства трех краболовов проекта CCLC600.

Несмотря на все сложности, сокращения штата нет, люди работают, получают зарплату. Также у Хабаровского судостроительного завода есть солидный пакет дебиторской задолженности, предприятие предпринимает усилия, чтобы ее взыскать. А размеры активов завода превышают 4,5 млрд рублей, то есть, они в разы больше, чем долг перед бюджетом.

Стоит отметить, что дамоклов меч банкротства навис над Хабаровским судозаводом еще в 2022 году. Как сообщал Mashnews, тогда на помощь пришел Минпромторг с проектом докапитализации предприятия. И вот сейчас завод от дополнительного финансового удара спасает рассрочка.

Обосновал затруднительность

Условия, на которых Хабаровский судостроительный завод второй раз получает рассрочку, нетипичны.

Как сообщил Mashnews партнeр юридической компании «Инноправо», руководитель практики разрешения споров и банкротства Павел Селюнин, как правило, в спорах между коммерческими организациями суды в лучшем случае предоставляют должнику рассрочку на срок до пяти лет.

«Зачастую решения в пользу бюджета являются более жесткими по отношению к должнику», - констатировал Константин Дьяков, юрисконсульт BLCONS GROUP. Рассрочку, полученную Хабаровским судозаводом, эксперт назвал исключением.

«Должник должен обосновать суду невозможность или затруднительность исполнения судебного акта. Четких критериев законодательством не предусмотрено, в каждом отдельном случае суд, по своему внутреннему убеждению, оценивает исключительность ситуации и представленные доказательства. Хабаровский судостроительный завод, по мнению суда, затруднительность единовременного исполнения судебного акта обосновал», - отметила ведущий юрисконсульт военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Александра Дузь.

Спасти завод

«Рассрочка позволяет предприятию сохранить стратегическую финансовую устойчивость. Предприятия судостроительной отрасли существуют в условиях тотального дефицита ликвидности, единовременное погашение [долга] потребует привлечения кредитных средств, что неизбежно повлечет за собой резкое ухудшение показателей ликвидности и платежеспособности», - сообщила Mashnews профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, доктор экономических наук Елена Ткаченко.

Собеседница редакции отметила, что если бы заводу пришлось единовременно возвращать долг, то возникла бы необходимость в кредитаз. В нынешних условиях, по оценкам Елены Ткаченко, завод мог бы рассчитывать на ставку 29-35%, то есть, ежегодно предприятию необходимо было бы выплачивать 130 млн рублей только в качестве банковских процентов.

«Учитывая сложное финансовое положение, это привело бы к банкротству предприятия. Поэтому рассрочка в данном случае дает шанс банкротства избежать», - подчеркнула Елена Ткаченко.

Тем не менее, очевидно, что в условиях дефицита госбюджета единовременный возврат в казну 470 млн рублей был бы не лишним. Но и здесь, отмечает эксперт, не все однозначно.

«Что касается выпадающих доходов бюджета, то совокупные ежегодные поступления от данного завода в бюджетную систему РФ примерно равны объему задолженности по субсидии. Вопрос о бюджетной целесообразности отсрочки в данном контексте вообще не стоит - получить один раз 400 млн и потерять сопоставимую сумму налоговых отчислений,  или согласиться на погашение задолженности на условиях  рассрочки и сохранить и приумножить поступления в бюджет - выбор очевиден», - резюмировала эксперт и подчеркнула, что рассрочку не стоит рассматривать, как подарок предприятию, деньги завод все равно должен вернуть в соответствии с действующим законодательством.

Поправка на инфляцию

За 25 лет курс рубля может сильно измениться. Собеседники Mashnews отметили, что существует механизм, позволяющий Минпромторгу получать индексацию, если завод все же сохранит за собой долгосрочную рассрочку.

«Минпромторг вправе ежегодно обращаться с заявлением об индексации присужденных сумм. Верховный Суд РФ в декабре 2024 года закрепил право взыскателей на обращение за индексацией в целях возмещения своих потерь, вызванных рассрочкой исполнения судебных актов. Сама индексация производится на основании индекса потребительских цен за каждый месяц до исполнения решения суда», - рассказал Константин Дьяков.

Автоматического расчета сумм исходя из инфляции законодательством не предусмотрено и сам порядок обращения за индексацией носит заявительный порядок, подчеркнул Павел Селюнин.

Александра Дузь обратила внимание на то, что порядок выплат может быть пересмотрен.

«Если обстоятельства, в силу которых должнику была предоставлена рассрочка, изменятся или отпадут до истечения срока предоставления, взыскатель или судебный пристав-исполнитель может обратиться в суд с заявлением о прекращении рассрочки», - рассказала эксперт.

Стоит отметить, что глобальные изменения в жизни судозавода более чем возможны. 24 апреля губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин высказался о возможности национализации предприятия.

Минпромторг и Хабаровский судостроительный завод на запрос Mashnews о планах по погашению задолженности пока не ответили.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Хабаровский судостроительный завод ведет деятельность с 1953 года, изначально предприятие специализировалось на судоремонте, но со второй половины шестидесятых годов начало развивать судостроение. Нынешнее юрлицо зарегистрировано в 2008 году, с 2022 года завод входит в ОСК. Предприятие числится в санкционных списках США, Евросоюза, Швейцарии, Канады, Японии, Новой Зеландии, Украины.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!