Хабаровский судостроительный завод пытаются обанкротить. Минпромторг обещает помочь
К Хабаровскому судостроительному заводу (ХСЗ) подан иск о банкротстве. Его рассматривает Арбитражный суд Хабаровского края. Минпромторг России в курсе сложившейся ситуации и планирует докапитализацию предприятия.
Сегодня, 24 ноября, в Арбитражном суде Хабаровского края проходит судебное заседание, на котором рассматривается иск о банкротстве, поданный ООО «Опытный завод» к Хабаровскому судостроительному заводу. К иску присоединились уже несколько коммерческих структур, перед которыми завод не выполняет договорные обязательства.
Хабаровский судостроительный завод — постоянный участник арбитражных процессов. Завод должен поставщикам средств индивидуальной защиты, офисной продукции и услуг по проведению медицинских осмотров. Пенсионному фонду РФ и судебным приставам (заседание по иску УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО состоится в начале декабря). Суд обязал завод платить долг за поставленные энергоресурсы (15 млн рублей) и вернуть ПАО «Амурский судостроительный завод» гидротехническое сооружение (причал) — его взяли в аренду на год, но не вернули.
ХСЗ занимается строительством военных кораблей, гражданских судов и плавучих конструкций. Завод входит в состав Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) и включён в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Заводские трудности
© Пресс-служба ХСЗ
В марте 2021 года работники завода обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину с жалобой на кризисную ситуацию, сложившуюся на предприятии. В обращении речь шла о демонтаже железнодорожного переезда, через который предприятие снабжали необходимыми для строительства судов ресурсами, теперь завод «вынужден переплачивать за доставку грузов автомобильным транспортом, что увеличивает себестоимость производимой продукции». Заводчане недовольны оттоком специалистов, старым оборудованием и тем, что работать зимой в цеху холодно.
«Каждый день на заводе какие-то проблемы. Мы что-то строим, потом переделываем, потом доделываем, потом снова переделываем — и всё в основном за бесплатно. Оборудование еле дышит. Условий для работы нет. Зарплаты уменьшаются», — сказано в обращении, заканчивается письмо просьбой к президенту РФ защитить завод.
В Министерстве промышленности и торговли РФ MASHNEWS подтвердили, что финансовое положение Хабаровского судостроительного завода остаётся тяжёлым из-за убыточности заключённых контрактов и низкой загрузки производственных мощностей в течение долгого времени. У завода отсутствуют реальные источники покрытия накопленных убытков. Всё это не позволяет ХСЗ компенсировать накопившиеся за предыдущие годы долги и штрафы за неисполнение контрактов, налоговые санкции, неустойки и пошлины по судебным делам и достичь безубыточного уровня.
По словам статс-секретаря Минпромторга, заместителя министра Виктора Евтухова, географическое расположение Хабаровского судостроительного завода мешает ему конкурировать с судостроительными предприятиями, расположенными в местностях с благоприятным климатом и развитой логистической сетью.
«Средняя величина удорожания продукции на предприятиях, расположенных на Дальнем Востоке в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составляет не менее 21% по сравнению с предприятиями, расположенными в других регионах», — сказал MASHNEWS Виктор Евтухов.
Как будут помогать заводу
© Пресс-служба ХСЗ
Минпромторг РФ против банкротства завода. На сегодняшний день, по данным замминистра, со стороны АО «Объединённая судостроительная корпорация» проводится работа по поиску вариантов решения вопроса погашения налоговой задолженности Хабаровского судостроительного завода. ОСК поддерживает завод и, по словам Евтухова, покрывает «кассовые разрывы», а также проводит «оплату за третьих лиц».
«Хабаровским судостроительным заводом разработан план реализации в 2022–2024 годах непрофильных активов. Вырученные средства будут направлены на стабилизацию финансового состояния завода. Для оказания дополнительной государственной поддержки и погашения всей суммы накопленной проблемной задолженности, проводится аудит сформированной задолженности, после чего Минпромторгом России совместно с Минфином России будет рассмотрен вариант докапитализации предприятия», — заявил Виктор Евтухов.
О судьбе завода беспокоятся и краевые чиновники. 22 ноября на заводе побывал и.о. министра промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов. И.о. генерального директора ХСЗ Владимир Худяков рассказал ему о строительстве краболовов проекта 03141, земснаряда проекта 4395 и выполняемой работе в рамках гособоронзаказа.
Председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов сказал MASHNEWS, что в трудной ситуации находится не только Хабаровский судостроительный завод, в целом ситуация в отрасли выглядит не так оптимистично, как кажется, читая новости.
«По 80% оборудования замены пока нет. Ищут козьи тропы для провоза в обход санкций. Реальная ситуация может сильно отличаться от картинки. На многих заводах создана пирамида: суда строятся на деньги от предыдущих заказов. Более конкретно не скажу. Все говорят, что у них всё хорошо», — рассказал Коновалов.
Заместитель министра Виктор Евтухов считает, что проблемы в отрасли есть, но они решаются, процесс импортозамещения идёт и субсидируется из федерального бюджета (например, 7 млрд рублей выделены в этом году на субсидии по разработке и внедрению в серию судового комплектующего оборудования).
СПРАВКА MASHNEWS
Хабаровский судостроительный завод входит в перечень стратегических организаций, процедура банкротства в отношении которых может быть введена лишь при наличии определённых условий: если обязательства не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, требования истцов в совокупности должны составлять не менее чем 1 млн рублей.
Инесса Кузнецова для MASHNEWS