24 апреля 2025 12:20
читать 9 минут

Водородный самолет затормозил. «У Бангладеш выбросов больше, чем у всей мировой авиации»

Airbus приостанавливает работу над «зеленым» самолетом с водородным двигателем. Планировалось завершить разработку в 2035 году. Другие компании продолжают испытания в этой сфере. Mashnews разбирался в плюсах «зеленой авиации», не считая пиара.

Стоп, безотходная машина

Одна из крупнейших в мире авиастроительных компаний Airbus остановила разработку самолета с водородным двигателем, потратив на проект ZEROe более 1,7 млрд долларов. Как пишет WSJ, ссылаясь на информированные источники, сократить траты на проект решили из-за медленного внедрения водорода в экономику в целом. Пока речь о полном отказе от «зеленого» двигателя не идет, но расходы сокращены, персонал перераспределен. 

Проект Airbus задумал в 2020 году и к 2035 году собирался выпускать серийные самолеты. Теперь компания заявляет, что намерена использовать «паузу» для «работы над нюансами технологии». 

Airbus изначально представил три концепции самолетов. Первый – самолет с турбовентиляторным двигателем на 120-200 пассажиров с дальностью полета более 2000 км. Второй вариант – самолет с турбовинтовым двигателем, который будет способен преодолевать расстояние более 1000 км. И третий – самолет типа летающее крыло. 

Параллельно с остановкой работ Airbus английская компания ZeroAvia говорит об успехах в испытаниях водородной силовой установки. 23 апреля компания заявила, что переоборудует свой самолет-демонстратор Dornier 228 под использование жидкого водорода в качестве топлива. Компания как раз вышла из двухлетней паузы. Жидкий водород труднее в хранении, но более энергоемкий.

Зеленое насаждение

Тренд на «зеленое» в авиации начался около пяти лет назад. В 2021 году Boeing заговорила о планах, перейти на экологичное топливо к 2030 году. 

«Наша отрасль и клиенты привержены решению проблемы изменения климата, и экологически чистое авиационное топливо является самым безопасным и наиболее правильным решением для сокращения авиационных выбросов углерода в ближайшие десятилетия», – говорил тогда президент и главный исполнительный директор Boeing Commercial Airplanes Стэн Дил. 

В 2022 году компания RollsRoyce совместно с авиаперевозчиком EasyJet заявили об успешном испытании водородного двигателя AE-2100А. А Airbus провел первый полет вертолета на водородном двигателе. 

К экологичному топливу относится не только водород. В 2023 году компания Virgin Atlantic провела первый трансатлантический перелет на самолете Boeing 787, использующем экологически чистое топливо (88% отработанного растительного масла и отходов животных жиров смешали с 12% синтетического керосина из отходов кукурузы).

В том же году стало известно, что производство экотоплива (SAF - Sustainable Aviation Fuel) выросло до 600 млн литров в год, а в 2024 почти до 2 млрд литров. Однако этот объем составляет менее 1% от общей потребности авиации.

Россия также пытается не отставать от «зеленых» трендов и буквально на днях, 22 апреля 2025 года, заявила о получении чистого водорода для топлива из растительных отходов посредством фотолиза. 

СПРАВКА MASHNEWS

  • Биотопливо  — это топливо из растительного или животного сырья, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов. Различается жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твердое биотопливо (дрова, брикеты, топливные гранулы, щепа, солома, лузга) и газообразное (синтез-газ, биогаз, водород).

«Зеленая авиация неизбежна»

У экспертов отношение к «зеленой авиации», на фоне пауз одних и шагов вперед других, разнится. Авторы канала AviaNews говорят, что в будущем мир все равно придет к «зеленой» авиации. 

«Регуляторное давление и общественный запрос сделают зеленую авиацию неизбежной. Авиакомпании получают от зеленой авиации не только пиар, но и реальные экономические и операционные преимущества. Это связано с реальной экономией на затратах. В будущем зеленая авиация будет внедрена, хотя процесс займет время и, наверное, потребует каких-то общих усилий», - считают эксперты. 

Процесс давно идет, и дело не только и не столько в заботе об экологии. С 1978 года американские авиакомпании улучшили топливную эффективность на 145%, одновременно с этим сэкономив миллиарды тонн CO2, и, главное, немалое количество финансов, отмечают в AviaNews. 

Что касается регуляторного давления, то уже действует схема торговли выбросами (EU ETS), а с 2027 года вступит в силу программа CORSIA  (схема компенсации и сокращения выбросов углерода) для международных рейсов. Авиакомпании будут обязаны снижать выбросы или платить штрафы за квоты. А международные организации, такие как ICAO (Международная организация гражданской авиации), и правительства (например, Великобритания с обязательными квотами на SAF в 2% к 2025 году, 10% к 2030 году) вынуждают авиакомпании переходить к экотехнологиям.

Причем зеленая авиация - это не только водородные двигатели, как у Airbus. Это электрические и гибридные самолеты. Кроме того, частью «озеленения» стоит считать и оптимизацию маршрутов, внедрение процедуры руления на одном двигателе или использование электрических тягачей, который доставляют самолет к взлетной полосе.

Сомнения в эффективности

Бороться с выбросами, в первую очередь, надо не в авиации, а в более «вредных» сферах, говорит авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia для беспилотных и легких ВС Андрей Патраков.

«Безусловно, защита окружающей среды важна, в том числе и в гражданской авиации, но зачастую требования так называемой «зеленой повестки» не всегда адекватные. Ярким примером являются карбоновые квоты на выбросы в атмосферу при полетах гражданских лайнеров. Именно из-за этих требований за последние 20 лет были сделаны исследования по разработке «чистых» двигателей. Но дальше исследований эти проекты не пошли. Основная причина того, что они не получили практическую реализацию, - отсутствие экономических перспектив в сравнении с сегодняшними «традиционными» двигателями», - говорит Патраков.

Но эксперт смотрит на эту проблему еще шире. «Текущий вклад всей гражданской авиации в карбоновые выбросы на планете ничтожно мал, в сравнении, например с производством одежды. Один только Бангладеш - как страна производитель текстиля - на несколько порядков больше производит выбросов углекислого газа в год, чем вся мировая авиация, включая не только гражданскую. Я считаю, что по направлению снижения выбросов углекислого газа нужно начинать не с авиации, а с тех отраслей жизнедеятельности человека, которые вносят наибольший вклад в эту проблему», - считает Андрей Патраков.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!