13 Январь 2023 13:39
10 минут

В Нижнем Новгороде занялись импортозамещением якорных цепей

Нижегородскому заводу "Красный якорь" выделили субсидию на разработку якорных цепей большого диаметра. Это произошло по итогам конкурса Минпромторга на создание отечественного судового оборудования, которым нужно заменить зарубежные аналоги. Всего субсидии получили 36 предприятий. MASHNEWS следит за процессом импортозамещения.


Миллиарды на замещение

В конце декабря 2022 года Минпромторг РФ выделил на разработку отечественных образцов судового оборудования 17 млрд рублей. MASHNEWS писал о том, как распределились эти субсидии. Всего надо сделать разработки по 66 позициям. Одна из них — якорные цепи калибром не менее 102 мм для крупнотоннажных судов. (Для справки: калибр — диаметр поперечного сечения прутка звена якорной цепи).

Этой работой поручили заниматься заводу "Красный якорь" из Нижнего Новгорода. Субсидия для предприятия составляет 130 млн рублей.

В техзадании Минпромторга (есть в распоряжении MASHNEWS) говорится, что для освоения Арктической зоны необходимы якорные цепи больших калибров, которые могут эксплуатироваться при температурах ниже –50°С. Сейчас потребности в таких цепях "в полном объёме закрываются продукцией иностранного производства". Как следует из техзадания, Минпромторг рассчитывает, что отечественная разработка будет дешевле в изготовлении, иметь меньшую массу, но обеспечивать лучшие условия эксплуатации, чем аналоги (впрочем, речь идёт об отечественных аналогах, а таких нет).

Нужны материалы другого уровня

Заместитель генерального директора АО "Завод "Красный якорь" Михаил Горин подтвердил MASHNEWS, что цепей такого калибра в России не производят. Но ключевой вопрос не в калибре, а в том, что это должна быть цепь третьей категории, которая будет работать при температурах –50°С. Все такие якорные цепи на российских судах сейчас — импортные. "То, что мы раньше делали, работало при температурах до –20°С. Получается, что здесь должен быть совершенно другой уровень материала, который будет использоваться", — говорит Горин.

По его словам, теоретическая база у "Красного якоря" есть, завод все необходимые проектные разработки сделает. Но для выпуска цепей предприятию придётся существенно менять материальную базу и технологии. Имеющееся оборудование устарело и для новых целей не подходит.

"Будем покупать новое оборудование и надеемся, что оно будет российским. В принципе, ни в одной стране нет специализированного завода, который бы выпускал оборудование для производства якорных цепей. Дело в том, что в мире не так много компаний, делающих цепи. Каждая из них самостоятельно проектирует и производит оборудование для себя. То есть мы будем закупать узлы и двигатели для нового производства. А собирать линию будем сами — других вариантов нет. Но задача интересная. Условно говоря, мы делали оборудование, которое весит 20 тонн, но не делали, которое весит 200", — говорит Горин.

Перспективы производства

Якорных цепей большого калибра нужно много. Только ПАО "Новатэк" для строящихся судов требуется 1,5 тыс. тонн цепей. Сейчас у "Красного якоря" есть заявки на новый продукт на 4,5 млрд рублей. Например, ледоколу проекта "Лидер", который строят на Дальнем Востоке, необходима цепь калибром именно 102 мм.

"Будет просто позорно, если уникальный ледокол, спроектированный и построенный в России, выйдет в море с китайскими якорными цепями", — считает Горин.

По планам Минпромторга, завод "Красный якорь" должен завершить разработку и представить опытные образцы в 2023 году.

Алексей Горпинченко

Больше новостей: