Кому достанутся 17 млрд рублей на импортозамещение морской техники
17 миллиардов рублей Правительство России выделит 36 предприятиям для разработки морской техники — она нужна, чтобы достроить порядка 300 судов, заложенных на отечественных верфях. MASHNEWS изучил, кому достанутся миллиарды.
Срочное импортозамещение
В ближайшее время Правительство РФ объявит результаты конкурса на получение субсидий для создания судового комплектующего оборудования (СКО), которым нужно заменить импортные аналоги. Об этом MASHNEWS сообщили четыре информированных источника в отрасли. Субсидии из федерального бюджета выделят в рамках правительственного постановления №1872 от 20 октября 2022 года. Срок завершения работ — 2024 год.
На конкурс по разработке судового оборудования было подано порядка 100 заявок. Из них одобрены три четверти. Выделение первых средств из 17 млрд рублей запланировано на этот год, сразу после подписания соглашений с компаниями-разработчиками.
Необходимость ускоренного импортозамещения статс-секретарь Минпромторга РФ Виктор Евтухов объяснил MASHNEWS так: «При строительстве большинства проектов гражданских судов до последнего времени использовалась значительная доля иностранного оборудования. Однако уже к апрелю этого года в адрес большинства судостроительных заводов от основных иностранных производителей судового оборудования поступили уведомления об отказе от дальнейшего сотрудничества и даже от исполнения своих обязательств по поставкам комплектующих в рамках уже заключённых договоров. Речь о таких европейских компаниях как WARTSILA, MAN SE, Alfa Laval, Palfinger Marine GmbH и других, поставляющих различное судовое оборудование».
После этого, по его словам, Минпромторг активизировал работу по импортозамещению судового комплектующего оборудования: специалисты определили самые важные позиции общесудового, рыбодобывающего, рыбоперерабатывающего и специального оборудования для различных типов судов, которые нужно создать и внедрить в серийное производство. Министерство изучило предложения производителей, их возможности и компетенции.
«В результате утверждён перечень, состоящий из более чем 60 направлений работ», — говорит Евтухов.
Как следует из документов, имеющихся в распоряжении MASHNEWS, утверждены 66 позиций различного оборудования, разработкой которого займутся 36 предприятий, большинство из них — частные.
Это подтверждает и Виктор Евтухов. По его словам, на сегодняшний день из 73 заявленных проектов решение принято по 66. Отобранным предприятиям будет предоставлена субсидия, позволяющая компенсировать до 80% затрат на разработку, создание и серийный выпуск продукции.
Кому достанутся средства на разработку морской техники
В распоряжении редакции MASHNEWS есть проект документа о распределении средств между предприятиями-победителями конкурса. В списке больше всего предприятий из Петербурга. Самые значительные суммы должны освоить петербургская компания «Морские комплексные системы», Пролетарский завод и завод «Сапфир» из Приморского края. Если выделенные суммы будут скорректированы Минпромторгом, мы сообщим об изменениях.
- ООО «Морские комплексные системы» (Санкт-Петербург) при участии КБ «Восток» 1 млрд 930 млн рублей;
- ПАО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург) 1 млрд 370 млн рублей;
- ООО «Завод по производству винторулевых колонок »Сапфир« (Приморский край) 1 млрд 240 млн рублей;
- АО «Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева» (Москва) 1 млрд 112 млн рублей;
- ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» (Санкт-Петербург) 1 млрд 20 млн рублей;
- ООО «Винета» (Ленинградская область) при участии АО «Северное ПКБ» и АО «КБ Вымпел» 970 млн рублей;
- ООО «ККЗ» (Краснодарский край) 790 млн рублей;
- АО ЦНИИ «Курс» (Москва) 650 млн рублей;
- ЗАО «СММ» (Санкт-Петербург) 560 млн рублей;
- АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» (Дагестан) 520 млн рублей
- АО «НПП »Салют« (Нижегородская область) 500 млн рублей;
- АО «Армалит» (Санкт-Петербург) 500 млн рублей;
- АО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург) 473 млн рублей;
- АО «НИИ резиновых покрытий и изделий» (Санкт-Петербург) 450 млн рублей;
- ООО «НПО ЭНТ-технология» (Санкт-Петербург) 440 млн рублей;
- ООО «Невская судостроительная компания» (Санкт-Петербург) 400 млн рублей;
- ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова» (Санкт-Петербург) 396 млн рублей;
- ООО «Выборгский машиностроительный завод» (Ленинградская область) 384,8 млн рублей;
- ООО «Русэлпром- Морские системы» (Москва) 348 млн рублей;
- ООО «НПО » Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота« (Нижегородская область) 340 млн рублей;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 300 млн рублей;
- ООО «Прохим» 260 млн рублей
- АО «НПП »Инновационные технологии электроники« (Санкт-Петербург) 240 млн рублей;
- АО «ГЕСЕР» (Ленинградская область) 205 млн рублей;
- ООО «КОНАР» (Челябинск) 541,1 млн рублей;
- ООО «Комплекс Сервис» 200 млн рублей;
- АО «Центр судоремонта »Звездочка« (Архангельская область) 175 млн рублей;
- АО ЦОКБ «Аэрокосмические системы» (Московская область) 80 млн рублей;
- ООО «ТРАКС» (Московская область) 128 млн рублей;
- ООО «Промтехнологии» (Москва) 176 млн рублей;
- ПАО «Завод »Красный якорь« (Нижегородская область) при участии ФГУП КГНЦ 130 млн рублей;
- АО «Моринсис-Агат-КИП» (Рязанская область) 100 млн рублей
- ООО «ГРАН» при участии КБ «Восток» 96 млн рублей;
- АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (Санкт-Петербург) при участии КБ «Восток» 95,2 млн рублей;
- АО «НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова» (Московская область) 88,44 млн рублей.
Также в списке предприятий, привлекаемых Минпромторгом к разработке морской техники, значится ООО «Сосновоборский машиностроительный завод».
Итого: 17 млрд 208 млн рублей.
На что пойдут деньги
Судовое оборудование, которое нужно разработать и выпустить в серию, в Минпромторге разделили на четыре группы: общесудовое и спецоборудование, изделия для крупнотоннажных судов, судовая радиоэлектроника и оборудование для рыбопромыслового флота.
Как пояснил MASHNEWS глава АНО «Судпром», замдиректора по гражданской морской технике ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов, главный критерий формирования направлений — степень критичности поставляемого оборудования для текущих заказов.
«Минпромторг старается помочь достроить уже заказанные к постройке суда, а их сейчас порядка трёх сотен. Это беспрецедентный показатель, тем более, что по ряду проектов мы столкнулись с непоставками из-за санкций», — объясняет Стоянов.
Надежда на иностранных производителей (прежде всего из КНР и Турции), на которых сейчас стараются переориентироваться российские судостроители, не всегда оправдана, говорит Стоянов. Он отмечает, что ряд китайских предприятий уже повысили цены для заказчиков из России, кроме того у них есть «санкционные опасения».
Группа «Общесудовое и специальное оборудование» включает работы по созданию элементов пропульсивного комплекса, палубного оборудования, антикреновых систем, судовой арматуры, балластных систем и др. В этой сфере компетенции РФ хуже, чем были в советское время. Этот блок в перспективе могут «закрыть» предприятия, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию.
Для крупнотоннажных судов планируется разработать электродвигатели, винторулевые колонки, системы управления, спасательные шлюпки, а также оборудование для танкеров и газовозов. Эти изделия предназначены для крупных судов, строящихся в том числе на дальневосточной верфи «Звезда».
В радиоэлектронике правительство надеется импортозаместить судовые РЛС («с преимущественно отечественной электронной компонентной базой»), а также комплексы судового навигационного оборудования.
Наконец, рыбопромысловые суда должны получить отечественные рыбофабрики и их элементы (элеваторы для транспортировки рыбы, рыбомучные и рыбонасосные установки и др.), сонары, эхолоты и другие гидроакустические средства. Как рассказал изданию главный строитель одного из траулеров, готовящегося к сдаче в Петербурге, оборудование и даже сами проекты рыболовных судов сегодня иностранные на 80–100%.
«Дело в том, что СССР заказывал такие изделия, а часто и сами суда, за рубежом. Эта тенденция сохранялась до середины 2010-х годов и в России», — отметил он.
История импортозамещения
Перейти на отечественное оборудование в судостроении пытаются уже восьмой год. Результат первых полутора пятилеток импортозамещения не выглядит впечатляющим.
Минпромторг утвердил соответствующий отраслевой план ещё в 2015-м. Согласно этому документу, к 2020 году плановая максимальная доля импорта, например, в группе «крупнотоннажные транспортные суда» к 2022 году не должна была превышать 20%. В группе «рыбопромысловые суда» к 2016 году собрались импортозаместить 40% оборудования.
Все программы, записанные в плане, были рассчитаны до 2022 года. В 2019-м документ утратил силу: Минпромторг утвердил новый план, сдвинув график реализации мероприятий по импортозамещению вправо. Теперь программа импортозамещения рассчитана до 2024 года.
С февраля-марта 2022 года наблюдается активизация мер по поддержке импортозамещения, отметили директора заводов. Вдвое-втрое выросло число обращений по импортозамещению тех или иных позиций оборудования — в рамках как военных, так и гражданских заказов.
Мечты о твёрдых заказах
По словам статс-секретаря Минпромторга Виктора Евтухова, всего на импортозамещение судового оборудования в федеральном бюджете заложено 22 млрд рублей — в этом году 7 млрд рублей и ещё 15 млрд рублей в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Кроме того, сказал Виктор Евтухов MASHNEWS, работает другая мера поддержки производителей — предоставление льготных кредитов под 1% и 3% со стороны Фонда развития промышленности для создания новых производств импортозамещающей продукции. Поэтому заместитель министра считает, что в ближайшие годы появление новых видов судового комплектующего оборудования будет обеспечено, что «существенно снизит зависимость от иностранных поставок».
Журналист MASHNEWS пообщался с руководителями двух машиностроительных компаний из списка предприятий, которым будет выделены субсидии. Собеседники, с одной стороны, рады, что правительство выделит финансирование на конкретные работы в рамках строительства реальных судов.
С другой стороны, им непонятно насколько будут востребованы разработанные изделия в будущем, их интересуют крупные серии и наличие твёрдых заказов. Без них рентабельность следующего этапа импортозамещения — налаживания отечественного серийного производства — под вопросом.