Российского лития хватит на все электромобили. Но он не совсем российский
Производимого в России лития достаточно для оснащения им аккумуляторных батарей всех отечественных электромобилей. А цены будут зависеть от объемов производства, сообщили сегодня на профильной конференции в Москве.

Лития, производимого в России, уже на сегодняшний день достаточно для оснащения аккумуляторных батарей всех отечественных электромобилей. В числе российских производителей полного цикла – такие компании как ПАО «Энергия», АО «Уралэлемент», АО «Сатурн», АО «АВЭКС и «Транспорт будущего». Также планируется запуск мощностей РЭНЕРА, НЭТЕР и САЭ.
Об этом сообщил директор Ассоциации производителей источников тока РУСБАТ Дмтрий Тищенко. Это не единственное любопытное заявление, прозвучавшее сегодня, 22 июля, в ходе научно-технического семинара «Энергия будущего: химические источники тока и батарейные системы для электротранспорта», в котором приняли участие представители МГУ, Минобрнауки и специалисты профильных предприятий.
Цены на аккумуляторные батареи, по словам Тищенко, зависят от объемов производства – чем оно больше, тем дешевле будет продукция. «Производителю нужен заказчик», - отметил глава ассоциации РУСБАТ. Однако даже если стороны найдут друг друга, это окажется недостаточно для эффективного сотрудничества.
«Производители не хотят вкладываться в полный цикл, потому что заказчик через пару лет может сказать, что ему нужны уже новые [другого типа] аккумуляторы», - заявил об одной из проблем эксперт. Также, по его словам, необходима господдержка развития электротранспорта и отраслевое взаимодействие. Отметим, что на сегодняшний день сырье для литиевого производства в России закупается у «зарубежных партнеров» (не только Китая). Когда станет возможным переход на полностью отечественное сырье, пока неизвестно.
Заявление Тищенко относительно лития эксперты считают слишком оптимистичным. «Литий, про который идёт разговор – это карбонат лития или гидроксид лития, химическое вещество, которое используется для производства различного рода продуктов, в том числе материалов для литий-ионных аккумуляторов, - поясняет технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун. - Его мало производить, должны быть ещё производства самих материалов. Это как сказать, что у нас много золота, но только его добывать и не применять дальше, делая из него ювелирные изделия, лекарства, катализаторы и другие полезные продукты».
«Для производства материалов для литий-ионных аккумуляторов нужен не только литий, но и кобальт, марганец, никель. Нужны технологии, станки, реакторы, нужны люди, умеющие производить эти операции. Поэтому заявление, что мы обеспечены литием, нужно воспринимать как позитивное, но недостаточное для обеспечения суверенитета РФ в области литий-ионных аккумуляторов», - заключает эксперт.
Как сообщил в интервью Mashnews директор бизнес-направления «Электромобильность» АО «ТВЭЛ» Александр Бухвалов, «На первом этапе, начиная с запуска производства [гигафабрики в Немане] в 2025 году, основным источником лития станет сырье наших зарубежных коллег. Это временная мера, пока формируется собственная сырьевая база в России. В частности, «Росатом» участвует в проекте в Боливии, где уже подписано соглашение о строительстве комплекса по добыче и производству лития. Параллельно идет развитие внутренней добычи. Ключевой проект — Колмозерское месторождение в Мурманской области. Уже в 2028 году ожидается выпуск первой опытной партии, а к 2030 году — выход на промышленную мощность до 45–50 тыс. тонн карбоната лития в год».
Между тем, эксплуатация электромобилей в столице подорожает уже с завтрашнего дня: на семинаре сообщили, что зарядка на станциях «Энергия Москвы» станет платной. «Пилотный бесплатный проект», длившийся пять лет, завершен.