17 января 2025 14:23
читать 12 минут

Разряд по заряду. Литий в России попал под санкции

«Полярный литий» (совместное предприятие «Росатома» и «Норильского никеля») включили в санкционный список США. Эта компания должна стать первым в стране производителем отечественного лития. Mashnews разбирался, как это скажется на проекте по выпуску отечественных литийионных батарей.

Цена суверенитета

Новый санкционный список США был опубликован 10 января. В нем присутствует и ООО «Полярный литий».

Своей добычи лития в России нет. Но до 2022 года импорт лития не был большой проблемой. Этот металл необходим для производства тяговых аккумуляторов для электротранспорта и накопителей энергии.

Для производства собственного лития «Росатом» и «Норникель» запустили совместное предприятие «Полярный литий», в феврале 2023 года оно получило право на освоение крупнейшего Колмогорского месторождения в Мурманской области. К 2030 году планируется построить и ввести в эксплуатацию рудник, обогатительную фабрику и химико-металлургический завод, рассказывал гендиректор «Полярного лития» Игорь Демидов.

Это даст возможность создать первое российское производство тяговых батарей по полному циклу – от руды до накопителей энергии. Батареи должны выпускать на новых производственных площадках компании «Рэнера» (структура «Росатома»). Две фабрики «Рэнеры», которые будут производить литийионные ячейки и различные накопители энергии на их основе, строятся в Калининградской области и Новой Москве.

Строительная готовность фабрики в Немане (Калининградская область) составляет около 80 процентов. Запуск производства, анонсированный на 2025 год, должен пройти по плану, сообщили Mashnews в компании. Вторая площадка откроется в 2026 году.

Оба производства в перспективе будут работать на сырье, добываемом «Полярным литием».

СПРАВКА MASHNEWS

  • Практически все мировое производство литиевых аккумуляторов сосредоточено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Южная Корея, КНР, Япония. В России собственного производства литийионных батарей нет, но сборкой таких аккумуляторов занимается несколько компаний. Российские предприятия по большей части ориентированы на рынок военной техники и госзаказ.
  • Попытку создать в Новосибирске завод литийионных батарей в 2011 году предприняло «Роснано», в его строительство было вложено 13,5 млрд рублей, но в 2016-го завод обанкротился.
  • В 2021 году «Рэнера» купила 49% южнокорейского производителя литийионных батарей Enertech International, в партнерстве с которым и должно было в 2025 году открыть в Калининградской области завод по производству аккумуляторов мощностью около 4 ГВт*ч в год. В марте 2024 года Южная Корея ввела запрет на поставки в Россию литийионных батарей и комплектующих к ним. Под ограничения попала и компания Enertech.

Научились обходить

Пока ничто не говорит о том, что завод в Калининграде не будет запущен. В канун Нового года «Рэнера» объявила тендер на поставку производственной линии по сборке ячеек для литий-никель-марганец-кобальт-оксидных (NMC) накопителей для фабрики в Калининградской области, поставщика выберут в январе. Покупка конвейера обойдется в 2,6 млрд рублей.

Работа по освоению Колмогорского месторождения идет. По поводу введенных санкций генеральный директор «Полярного лития» Игорь Демидов сказал Mashnews, что «в самих санкциях смысла никакого нет».

Эксперты считают, что Россия научилась справляться с ограничениями. Генеральный директор петербургского ООО «Системы автономной энергии» (входит в ГК «Итэлма»), ведущего производителя тяговых батарей для электротранспорта в России Антон Мухин рассказал Mashnews о личном опыте работы в условиях санкций.

«Еще до того, как наша компания попала в санкционные списки, крупные западные игроки перестали работать с российским рынком. Поэтому уже с начала СВО мы столкнулись с дефицитом компонентов. Логистика перестроена, чтобы продолжать работу без потерь и простоев. Понятно, что все это привело к удорожанию, но зато мы смогли поставлять продукцию непрерывно. Основной проблемой стало проведение платежей в Китай. Это дополнительная нагрузка по бизнес-процессам и финансовые издержки, но в целом все проблемы решаемы, страха перед ними нет», - сказал Антон Мухин.

По мнению эксперта, и в литиевом проекте зарубежные партнеры скорее всего продолжат и дальше работать с российскими компаниями. Однако поставки оборудования и материалов будут идти по более высоким ценам, а пуско-наладка конвейера и выход на рынок могут занять больше времени, чем ожидалось.

С марганцем проблема

Литий - незаменимый компонент батарей и накопителей энергии. Кроме него в состав аккумуляторов могут входить никель, марганец, кобальт. Никеля и кобальта ПАО «Норильский никель» производит более чем достаточно, но с марганцем в стране есть проблемы. Потребности закрываются импортом, по некоторым ферросплавам и металлическому марганцу сейчас почти полная внешняя зависимость.

В России марганцевые руды практически не добывают, и перспективы развертывания добычи в нужных масштабах пока туманны.

В производстве аккумуляторов по технологии NMC, которая будет использована на фабриках «Рэнеры», без марганца никак, а она является наиболее предпочтительной.

NMC представляет собой сложный оксид лития, никеля, марганца и кобальта. Одной из его особенностей является возможность создавать материалы с разным соотношением металлов, что оказывает влияние на свойства электрода, объясняет эксперт по новым материалам для металл-ионных аккумуляторов, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии Елизавета Евщик.

Аккумуляторы на основе NMC являются более емкими по сравнению с литий-железо-фосфатными, а также более безопасными, чем литий-кобальтовые. Как вариант замены есть NCA – это формула, где вместо марганца используется алюминий. Его емкость немного выше, чем емкость NMC, но NMC более термостабильны, дешевле и срок их службы выше.

Если импорт марганца будет полностью остановлен, то этот компонент, в отличие от лития, заменим, а цена на него условно невысока по сравнению с другими металлами.

Елизавета Евщик отмечает, что катодный материал – самая дорогая часть аккумулятора с точки зрения сырья. Снижать его стоимость можно за счет уменьшения доли кобальта. Прикладная наука работает над тем, чтобы получить обогащенные никелем катодные материалы с низким содержанием кобальта. Но разработка и внедрение потребуют времени, поэтому замена случится не завтра.

«В промышленных масштабах сейчас нет сопоставимой альтернативы аккумуляторам NMC. Если мы хотим получить более дешевый аккумулятор, нужно искать материалы, которые снизят стоимость устройства. Но если они не производятся в промышленных масштабах, или их производство требует внедрения новых технологий, то в целом удешевления мы добьемся очень нескоро», - подчеркивает ученый.

Над созданием новых материалов работает не только наука. Так. «Норникель» работает над инновационными сплавами. В сентябре 2024 года в Санкт-Петербурге открылся Батарейный технологический центр «Норникеля». Как отмечалось в релизе компании, создание научной базы для производства катодных активных материалов отвечает целям России по обеспечению полного цикла производства батарей для электротранспорта.

Электромобили ждут

От выпуска отечественных тяговых батарей во многом зависит будущее проектов отечественных легковых и коммерческих электромобилей.

В 2024 году в стране произвели всего 8 тыс. электромобилей и гибридов, но к 2030 году это число должно вырасти до 54,25 тыс., то есть почти в 7 раз больше. Эти цифры отмечены в едином плане по достижению национальных целей развития РФ до 2030 года и на перспективу до 2036 года. При этом российский покупатель, готовый пересесть на «электричку», ждет существенного снижения цены на такой автомобиль – хотя бы до уровня машин с двигателем внутреннего сгорания.

Есть вероятность, что выпуск полностью отечественных батарей действительно позволит удешевить машины на электрической тяге. Хотя снижение вряд ли будет существенным в связи с растущими издержками на производство батарей, доля которых в конечной цене электрокара достигает сейчас 30%. Плюс в разы подросший с 1 января 2025 года утильсбор не позволяет сегодня рассчитывать на повышение доступности электромобилей для массового потребителя.

Создание общедоступной зарядной инфраструктуры пока тоже идет недостаточными темпами. Среди экспертов звучат предложения по развертыванию сети пунктов шеринга батарей для электрокаров. Это позволит автомобилистам не ожидать зарядки машины, а заменить батарею и продолжать путь. Особенно это актуально для регионов, где стационарные заправки общего доступа можно пересчитать по пальцам.

Для производителей аккумуляторов запуск шеринга означает расширение рынка батарей – они будут использоваться в качестве расходного и оборотного элемента питания.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!