25 января 2023 09:07
читать 12 минут

Производитель литийионных аккумуляторов обанкротился. Он был единственным в России

Имущество единственного в России производителя литийионных батарей — новосибирского завода «Лиотех», входящего в Роснано, — продают с торгов. Предприятие в 2022 году второй раз ушло в банкротство, так как отсутствие спроса на накопители электроэнергии в РФ не позволило ему расплатиться с кредиторами, которым «Лиотех» задолжал 10,22 млрд рублей. Однако участники рынка надеются, что Правительство РФ не свернёт программу поддержки электротранспорта и спрос на литийионные аккумуляторы появится.

Тройное банкротство

Банкротами признаны все три юрлица, входящие в группу «Лиотех»: это два производственных актива ООО «Энергорешения» (раньше назывался «Лиотех», основная производственная площадка группы) и ООО «Лиотех-инновации», а также управляющая компания ООО «Литэко». Конкурсное производство в отношении «Лиотех-инновации» введено 20 января 2023 года, «Литэко» обанкротилось 2 декабря 2022-го.

Банкротство ООО «Энергорешения» пошло по второму кругу: в начале прошлого года Роснано инициировало расторжение мирового соглашения компании с кредиторами, подписанного в октябре 2019 года, и 14 марта 2022 года суд возобновил банкротство предприятия. Его активы выставлены на торги: в феврале на аукционе предполагается продать восемь лотов общей стоимостью 230,26 млн рублей. Это пять производственных линий, лабораторное оборудование, складская техника.

Крупнейшим кредитором «Энергорешений» является само Роснано: долг банкрота перед корпорацией составляет 9 млрд рублей, а общий реестр требований кредиторов — 10,22 млрд.

Открывая в декабре 2011 года завод «Лиотех», в строительство которого было вложено 13,5 млрд рублей, глава Роснано Анатолий Чубайс утверждал, что это предприятие «крупнейшее в мире» и «одно из лучших в мире», что «востребованность продукции в России оказалась просто поразительной» и «многие регионы уже запрашивают эту продукцию». Однако уже в августе 2016-го завод обанкротился с долгом перед кредиторами в размере 9,77 млрд рублей. Анатолий Чубайс объяснил это тем, что «рынок ещё не был готов к нашей продукции».

Тем не менее Роснано решило вывести завод из банкротства, и «Лиотех» обязался расплатиться с кредиторами за десять лет. В октябре 2019 года председатель совета директоров «Лиотеха», управляющий директор ООО «УК »Роснано« Владимир Козлов заявил: кредиторов удалось убедить в платёжеспособности завода, так как он «каждый год подтверждал наличие технологических возможностей для развития производства, необходимого рынку, и доказывал способность реализовывать серийные контракты, обеспечивающие рост выручки».

Но всего через три года, в октябре 2022-го, в отчёте об оценке активов завода эксперты указали, что фонды предприятия изношены на 92%, а его рыночная стоимость составляет всего 1,6 млрд рублей против 9,2 млрд на старте производства. Для приведения мощностей в должное состояние потребуется вложить 12,8 млрд рублей. До этого, в марте того же года, суд утвердил расторжение мирового соглашения, так как «Лиотех» не смог провести первый же транш, который был предусмотрен в этом документе, — 911,9 млн рублей в адрес Роснано.

Драйвер спроса — госпрограмма

Проблема в том, что на старте проекта Роснано рассчитывало, что большую часть выпускаемых в Новосибирске батарей будет закупать партнёр — китайский производитель аккумуляторов Thunder Sky Group (TSG). Он должен был гарантировать сбыт накопителей в Китай по контрактам с производителями электротранспорта.

Однако в 2013 году TSG вышел из проекта, и продавать аккумуляторы стало некому. При перезапуске «Лиотеха» в 2019 году Роснано надеялось на спрос со стороны российских компаний: «Трансмашхолдинг» разработал гибридный маневровый локомотив с использованием литийионных ячеек; КАМАЗ планировал закупать аккумуляторы для производства электробусов; группа «Хевел» — для систем накопления энергии на солнечных электростанциях; холдинг Bakulin Motors Group — для автобусов Volgabus.

Но и эти надежды не оправдались: «Лиотех» получал лишь единичные заказы, наладить стабильное серийное производство так и не удалось.

В России, в отличие от стран Европы, Китая и США, ключевым драйвером спроса на литийионные аккумуляторы является не производство и продажи легковых электромобилей, а государственный и муниципальный заказы на электробусы и подобную технику, отмечает Александр Ракша, партнёр компании «НЭО Центр».

«В России нет собственного производства аккумуляторов полного цикла: от добычи сырья до выпуска конечной продукции. Есть только сборочные производства модулей. В значительной степени неуспешность всех проектов в этом направлении была обусловлена отсутствием достаточного уровня спроса, что требовало значительных усилий по созданию нового рынка, его инфраструктуры, стимулирования перехода на электричество с более дешёвых в нашей стране ресурсов — прежде всего, нефти и газа», — сказал MASHNEWS Александр Ракша.

По его мнению, такие условия могут создать только государство и крупнейшие корпорации. Проекты Роснано и другие им подобные появились слишком рано и не дождались развития рынка.

Наши объёмы не сравнить с мировым оборотом

В России производства литийионных батарей нет, но сборкой таких аккумуляторов занимается несколько компаний: «Уралэлемент» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), «Сатурн» из Краснодара и электротехническая компания «Энергия». В декабре 2022 года сборочный завод мощностью до 150 МВт*ч открыла в Москве компания «Рэнера», «дочка» входящего в Росатом ТВЭЛа. Но доля этих производителей в общем обороте рынка — менее 10%.

Практически весь объём производства литиевых аккумуляторов сосредоточен в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Южная Корея, КНР, пояснил MASHNEWS Николай Попов, директор «Вольта Энерджи» (входит в группу «Хевел»).

«Доля России на этом рынке крайне мала, и сами ячейки производятся в указанных выше странах, в РФ только сборка. Сегодня ёмкость внутреннего рынка ограничена, а конкурентоспособные цены могут быть достигнуты только при больших масштабах производства», — говорит Николай Попов.

Отечественным производителям накопителей электроэнергии стоит ориентироваться не на потребителей в РФ, а на внешние рынки, считают эксперты аналитической компании Vygon Consulting. По их оценкам, в 2019 году ёмкость российского рынка накопителей не превышала 100 МВт*ч в год, а проектная мощность «Лиотеха» составляла более 1 ГВт*ч. К тому же больше 90% аккумуляторов в России — импортные, и встроиться в этот рынок новому производителю крайне сложно.

По прогнозам Vygon Consulting, к 2025 году спрос на накопители на внутреннем рынке вырастет минимум в 30 раз, до 2,6 ГВт*ч, а при стимуляции со стороны государства — до 6,4 ГВт*ч. Но это мизерные объёмы в масштабах мирового оборота, который оценивается в 225–230 ГВт*ч в год.

Для сравнения: мировой лидер по выпуску литийионных батарей (32,6% рынка в 2021 году) — китайская Contemporary Amperex Technology Co. Limited — производит этой продукции на 96,7 ГВт*ч в год, занимающая второе место южнокорейская LG Energy Solution (доля 20,3%) — 60,2 ГВт*ч, замыкающий эту тройку японский Panasonic (12,2%) — 36,1 ГВт*ч.

Перспективы рынка: надежда на корейцев

В 2021 году у производителей аккумуляторов появилась надежда на расширение отечественного рынка сбыта. В августе этого года Правительство РФ утвердило концепцию развития электротранспорта, которая предусматривает, что к концу 2024 года в стране будет произведено минимум 25 тыс. электромобилей (включая электробусы для общественного транспорта). К 2030 году объём производства электромобилей достигнет 250 тыс. единиц в год.

Старт довольно резкий: в 2021 году в РФ было продано всего 2 254 электрокара, подсчитал «Автостат», причём все иностранного производства. В 2022-м их число выросло до 2 998 штук, из них только 252 — отечественные: автомобили под маркой Evolute, созданные на базе китайского Dongfeng Aeolus, начал поставлять на рынок липецкий завод «Моторинвест». Ещё один завод — «Москвич» — начал собирать китайские электромобили «Москвич Зе» только в ноябре 2022 года и в статистику продаж не попал. В 2023 году «Москвич» обещает выпустить 10 тыс. таких машин. КАМАЗ намерен производить по 500 электробусов в год.

Правительственная программа не учитывала, что в 2022 году из-за российско-украинского военного конфликта реализация планов по развитию электротранспорта может осложниться. Производители отмечают проблемы с поставками деталей и оборудования. Впрочем, все они сделали ставку на азиатских партнёров, так что санкции ударили по ним минимально. Что касается самой программы, то Минэкономразвития заявило, что не планирует её сворачивать. Московские власти тоже пока не собираются отказываться от планов закупать по 500 электробусов в год для нужд городской транспортной сети.

На госпрограммы сделал ставку Росатом: в 2021 году «Рэнера» купила 49% южнокорейского производителя литийионных батарей Enertech International, в партнёрстве с которым обещает в 2025 году открыть в Калининградской области завод по производству аккумуляторов мощностью около 4 ГВт*ч в год. Инвестиции в проект составят 26 млрд рублей. Это будет не сборочный цех, а предприятие полного цикла: от смешения компонентов катодных и анодных масс до выпуска готовой продукции. Завод сможет обеспечивать литийионными батареями до 50 тыс. электромобилей в год, отмечают в «Рэнере». А если спрос подтвердится, то мощность расширят до 14 ГВт*ч.

Партнёрство с корейцами позволит наладить сбыт продукции. На этом основан оптимизм «дочки» ТВЭЛа. Участники рынка согласны, что сотрудничество с южнокорейской компанией обеспечит и сбыт батарей, и минимизирует риски, связанные с поставками комплектующих.

«Надеюсь, через пару лет мы сможем использовать и российские литийионные аккумуляторы», — резюмирует Николай Попов из «Вольта Энерджи».

Надежда Рогожкина для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!