08 апреля 2025 11:42
читать 15 минут

Путь «Москвича»: «Автозавод Санкт-Петербург» пошел за долгами Nissan

«Автозавод Санкт-Петербург» (бывший «Ниссан») начал судиться с производителями автокомпонентов, которые должны были произвести комплектующие для автомобилей Nissan. Ранее серию исков к поставщикам для Renault выиграл «Москвич». Mashnews выяснил, был ли у производителей автокомпонентов шанс остаться в плюсе при спорах с автозаводами.

 

Стратегия «ничего»

Неотработанный аванс за оснастку для автомобилей Nissan, которые выпускались на площадке автозавода до 2022 года, должна выплатить «Автозаводу Санкт-Петербург» рязанская компания «Аутонеум Рус». Сумма не слишком большая - 14 млн рублей, но дело прецедентное.

«Аутонеум Рус» договорилась о поставках с предыдущим собственником «Ниссан Мануфактуринг Рус» в 2021 году, через два года должна была отдать оснастку заказчику, взяла аванс, но поставку не выполнила. Осенью 2024 года правопреемник предприятия   «Автозавод Санкт-Петербург» - потребовал с поставщика вернуть аванс и неустойку. 25 марта Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области полностью удовлетворил требования автозавода, у «Аутонеум Рус» есть месяц на обжалование.

Генеральный директор рязанского предприятия Вадим Нистратов вначале выразил готовность пообщаться с Mashnews, подчеркнул, что никакого конфликта с автозаводом у его предприятия нет. Но затем перестал брать трубку.

«Автозавод Санкт-Петербург» на запрос Mashnews к моменту публикации не ответил.

Стоит отметить, что «Автозавод Санкт-Петербург» подошел к вопросу тщательно. Иск к поставщику подавался с формулировкой, что компания не только не поставила продукцию, но и не провела ее испытания. Правда, во время разбирательства остался в стороне риторический вопрос, а что было бы, если бы «Аутонеум Рус» реально выполнил заказ и попытался бы в 2023 году передать оснастку автозаводу, учитывая, что «Ниссан Мануфактуринг Рус» ушел из России в 2022 году, а «Автозавод Санкт-Петербург» начал свою деятельность на площадке только в 2024-м.

Опыт бывшего Renault

В 2023-2024 годах российские суды рассмотрели целую череду исков от поставщиков Renault к «Москвичу». Эти производители автокомпонентов заказы от автозавода как раз выполнили, но к моменту поставок компания Renault успела уйти из России, а «Москвичу», разместившемуся на этой площадке, потребовались уже совсем другие автокомпоненты.

Mashnews рассказывал об этих тяжбах. Юристы «Москвича» раз за разом доказывали, что поставки автокомпонентов оказались либо не согласованы, либо не прошли необходимые испытания. Таким образом, уже произведенная продукция оказалась никому не нужна, убытки производителям автокомпонентов никто не компенсировал. Единственный поставщик, у которого поначалу получилось истребовать у «Москвича» компенсацию — компания «Сильвер Бейсиз» из КНР. Но автозавод отказался выплачивать 2,6 млн евро, которые требовал производитель, а затем «Москвич» окончательно отбился от всех претензий, доказав, что поставщик на самом деле к нужному сроку свои обязательства не выполнил.

В отличие от «Москвича» к «Автозаводу Санкт-Петербург» производители автокомпонентов иски о компенсации убытков пока не подавали. Однако в суды пошел сам завод.

Mashnews обнаружил иск автозавода к компании «Евростиль Систем Клин» на 36 млн рублей, ближайшее заседание намечено на 15 апреля. Это предприятие с 2016 года производило пластмассовые детали к автомобилям Renault и Nissan. Телефоны компании в момент звонка корреспондента Mashnews молчали.

Между «плохим» и «очень плохим»

«У производителей автокомпонентов действительно оказался выбор между «плохим» и «очень плохим». Если они выполняли обязательства и производили оснастку (как в случае с партнерами «Москвича»), то рисковали остаться с невостребованным товаром и убытками из-за отказа нового собственника выкупать продукцию. Если же они ничего не делали, то сталкивались с исками о возврате аванса и неустойки», - рассказал Mashnews вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов.

Эксперт отметил, что иски «Автозавода Санкт-Петербург» к производителям автокомпонентов примечательны тем, что в суд компания пошла относительно недавно, хотя иностранные автопроизводители с рынка ушли еще в 2022-м.

Владимир Кузнецов объяснил это внутренними процессами автозавода. Весной 2022 года «Ниссан Мануфактуринг Рус» фактически прекратил деятельность на производственной площадке. В октябре 2022 года предприятие перешло к НАМИ, затем в 2023-м году — к структурам «АвтоВАЗа», а в феврале 2024 года оно вернулось к НАМИ. Все эти пертурбации не давали предприятию долгое время в полной мере оценить ситуацию с выполненными и невыполненными договорами с контрагентами. И как только на предприятии все стало более-менее стабильно, юристы пошли в суды.

У «Москвича», который судился с производителями автокомпонентов с начала 2023 года, ситуация другая — активы предприятия перешли к правительству Москвы еще весной 2022 года, с тех пор учредитель на площадке не менялся. Поэтому и судебные процессы по судьбе договоров с предыдущим собственником здесь начались раньше.

И хотя «Автозавод Санкт-Петербург» начал разбираться с «наследством» своего бренда позже, с точки зрения исковой давности, которая по гражданским делам составляет три года, позиции предприятия прочны.

По словам Владимира Кузнецова, в случае с «Аутенеум Рус» срок исковой давности начал отчитываться с момента, когда обязательство должно было быть исполнено. По договору поставщик обязывался поставить свою продукцию к марту 2023 года. Соответственно, пойти в суд представители «Автозавода Санкт-Петербург» могли вплоть до марта 2026 года. Поэтому, отмечает Владимир Кузнецов, если в портфеле «Автозавода Санкт-Петербург» есть еще договоры с поставщиками, которые не исполнили свои обязательства, у предприятия имеется достаточно времени для обращения в суд.

Причем, это относится не только к бывшему автозаводу Nissan, но и к другим автопроизводителям. Например, не судился за автокомпоненты, по крайней мере, пока, завод АГР в Калуге, бывший «Фольцваген Групп Рус». В состав АГР вошел и бывший завод «Хендай Мануфактуринг Рус» в Петербурге. Пока у этого предприятия в копилке есть всего один спор с производителями автокомпонентов — в январе 2024 года завод успешно отбился от иска «Литейного завода «Росалит» на 177 млн рублей. Предприятие планировало поставлять автозаводу картеры, договоры заключались в 2021 году, тогда же «Росалит» закупал необходимое оборудование и выстраивал производственный цикл, но к моменту поставки первой партии продукции, автозавод ушел в простой. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области не увидел в этой ситуации вины автозавода и отказал во взыскании убытков. Но сам автозавод с исками к производителям автокомпонентов не выходил.

Владимир Кузнецов считает, что в теории автозаводы могут пойти в суды по неисполненным договорам даже если трехлетний срок формально истек. Отчет может начаться с момента, когда новый собственник узнал о нарушении своего права. «Иски вполне возможны в ближайшие год - два, особенно если новые собственники начнут активно анализировать старые обязательства», - считает Владимир Кузнецов.

Автозавод всегда прав?

В спорах производителей автокомпонентов и автозаводов практически всегда победа оказывается на стороне сильнейшего. Правда, заметил в беседе с Mashnews cтарший юрисконсульт BLCONS GROUP Юрий Волошин, в разбирательстве между «Автозаводом Санкт-Петербург» и «Аутенеум Рус» рязанский производитель автокомпонентов и не пытался защищаться, даже на заседания своего представителя не отправил. «В отсутствие каких-либо возражений, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования, если они хоть сколько-нибудь минимально обоснованы представленными доказательствами», - подчеркнул Юрий Волошин и обратил внимание на то, что в теории у предприятия могли бы быть свои весомые аргументы. Например, ими могло бы стать встречное неисполнение обязательств со стороны завода, нарушение графика работ, несвоевременное предоставление исходных данных.

Был ли шанс у производителей автокомпонентов, сотрудничавших с автопроизводителями, впоследствии ушедшими из России, избежать финансовых потерь? Владимир Кузнецов полагает, что теоретически такие возможности были, но слишком призрачные.

«Оптимальным решением могло бы стать своевременное уведомление контрагента о невозможности исполнения обязательств в связи с форс-мажором или существенным изменением обстоятельств с последующим расторжением договора и возвратом аванса без неустойки. Однако, даже руководящая судебная практика в большинстве случаев аналогичные обстоятельства не признает форс-мажором», - констатировал Владимир Кузнецов. 

Он обратил внимание на то, что в 2022 году  многие компании не смогли оперативно оценить риски и доказать форс-мажор.

Эксперт отметил, что у производителей автокомпонентов был и другой путь — переговоры с новым собственником о корректировке условий договора или переориентации под потребности нового собственника. Однако такое возможно лишь когда новый собственник сразу приходит на площадку и сообщает о своих долгосрочных планах. В случае же с «Автозаводом Санкт-Петербург» на организационные пертурбации ушло два года.

Подстелят ли соломку

Производители автокомпонентов, получившие убытки после смены собственников автозаводов, безусловно, захотят в будущем снизить подобные риски.

В частности, по словам Владимира Кузнецова, подстраховаться производители автокомпонентов в теории могут, включая в договоры с автозаводами пункты о санкционных рисках, смене собственников и подробно расписывая иные варианты форс-мажорных обстоятельств. Также поставщики будут заинтересованы в гарантиях от заказчика и введению поэтапной оплаты по договорам. «Это может привести к усложнению договоров, но повысит их устойчивость к подобным кризисам», - отметил Владимир Кузнецов.

По словам Юрия Волошина, в текущих условиях производители автокомпонентов могли бы нивелировать свои риски включением в договор оснований приостановки работ или одностороннего отказа от исполнения договора.

Но есть нюанс. Новые марки автомобилей, выпускаемые на автозаводах, далеко не всегда имеют такую же степень локализации производства. 

«Однозначно производство компонентов резко упало, так как исчезли автомобили. на которые их устанавливали. Все иностранные автопроизводители приводили своих поставщиков автокомпонентов», - сообщил Mashnews начальник аналитического отдела консалтинговой компании «АСМ-Холдинг» Василий Сеин. 

Также эксперт обратил внимание на то, что зачастую автокомпоненты в России производились представительствами иностранных компаний, они тоже ушли с рынка, забрав свои ноу-хау. Например, так произошло с  «Евростиль Систем Клин», ее материнская компания - французская GMD, перестала работать в России.

Но даже если речь идет о самостоятельных российских компаниях, которые могут перестроить процессы под выпуск автокомпонентов для любых брендов, вероятность того, что они смогут добиться для себя дополнительных гарантий Владимир Кузнецов оценивает как низкую. Поэтому производителям останется рассчитывать лишь на то, что автозаводы обойдутся в ближайшие годы без масштабных пертурбаций.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!