24 апреля 2024 12:50
читать 10 минут

Китайская компания просит судебных приставов взыскать с «Москвича» 2,6 млн евро

Производитель автокомпонентов «Силвер Бейзис» (Гонконг, КНР) 23 апреля подал в Федеральную службу судебных приставов заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении завода «Москвич». С российского автопроизводителя требуют 2,6 млн евро. Если «Москвич» не расплатится с долгами к 2 мая, компания намерена подать иск о банкротстве, стало известно Mashnews.

50% шансов от приставов

«Силвер Бейзис» - поставщик оснастки для автомобилей марки Renault - 23 апреля подал в Федеральную службу судебных приставов заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Московского автомобильного завода «Москвич». С российского автопроизводителя требуют 2,6 млн евро за невыкупленные компоненты для Renault . Если «Москвич» не расплатится с долгами к 2 мая, компания намерена подать иск о банкротстве, расссказли Mashnews юристы «Силвер Бейзис».

«Силвер Бейзис» - единственный поставщик, сотрудничавший с «Рено Россия», который выиграл судебный спор с «Москвичом» («Москвич» -правопреемник «Рено Россия»). 23 ноября 2023 года Арбитражный суд Москвы обязал автозавод выплатить экс-контрагенту 2,6 млн евро, 2 апреля 2024 года в апелляции это решение было оставлено без изменений.

Адвокат, партнер NSP Илья Рачков, представляющий в судах  интересы  «Силвер Бейзис», в беседе с Mashnews оценил вероятность взыскания средств с «Москвича» через исполнительное производство в 50%.

Именно поэтому компания готовится обратиться в суд с иском о банкротстве «Москвича». Сообщение о намерении инициировать такой процесс компания опубликовала на Федресурсе 17 апреля.

 

Возможно ли банкротство «Москвича»

«Непонятно, может ли наш доверитель взыскать принудительно или нет и сколько времени это займет. Банкротство сразу обращает на себя внимание – как самого должника («Москвич»), так и его контрагентов, включая банки, которые его кредитуют, JAC [китайский автопроизводитель – прим. ред.] – его единственный партнер, Министерство промышленности и торговли России (с которым у «Москвича» заключен СПИК - специальный инвестиционный контракт), акционеров «Москвича». Они начинают задавать «Москвичу» неудобные вопросы, тот начинает как-то шевелиться», - объяснил Илья Рачков.

На данный момент шансов у «Силвер Бейзис» обанкротить «Москвич» практически нет, считает управляющий партнер консалтинговой компании «Дубинин & партнеры», соучредитель адвокатского бюро города Москвы «Дубинин, Финкель и партнеры», член Ассоциации юристов России Олег Дубинин.

«Нужно учитывать, что долг по судебному решению составляет в пересчете на отечественную валюту порядка 250 млн рублей, а только уставной капитал «Москвича» - более 6,8 млрд рублей, что более чем достаточно для полного погашения долга. Кроме того, по данным налоговой службы РФ за 2023 год выручка компании «Москвич» составила 59 млрд рублей», - обратил внимание в беседе с Mashnews Олег Дубинин.

Эксперт подчеркнул, что банкротство – это невозможность обслуживать и погашать долги. Тогда как активы компании «Москвич» существенно превышают долг перед у «Силвер Бейзис».

«При этом приставы смогут осуществить меры для взыскания долга, но скорее всего на этапе исполнительного производства стороны «Силвер Бейзис» и «Москвич» договорятся о рассрочке и порядке погашения. У «Москвича» имеются текущие долги, которые компания обслуживает и по согласованному с кредиторами графику погашает в общем порядке. Кроме того, в связи с тем, что «Москвич» является стратегическим предприятием, в самом крайнем случае могут быть выделены средства или из федерального, или из регионального бюджета для восстановления финансового положения компании», - спрогнозировал дальнейшее развитие событий Олег Дубинин.

То, что в споре участвует иностранная компания и один из ведущих автопроизводителей России, на саму судебную процедуру никак не влияет, сказал Mashnews вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации Владимир Кузнецов.

«Статус участников не наделяет потенциальную процедуру какими-либо особенностями. Примеров, когда иностранная компания банкротит российское юридическое лицо, достаточно много. Поэтому, процедура будет проходить по общим правилам», - говорит Владимир Кузнецов.

Mashnews направил запрос автозаводу «Москвич».

 

Дело о ненужной оснастке

«Москвич» сразу после образования на производственной базе «Рено Россия» оказался в центре десятков судебных разбирательств. Mashnews рассказывал об этих процессах.

Суть разбирательств в том, что поставщики автокомпонентов для Renault после ухода компании из России потерпели убытки — кто-то изготовил партию деталей, которые уже оказались не нужными, кто-то приобрел теперь невостребованное сырье. Компании подают иски к «Москвичу», поскольку компания является правопреемником «Рено Россия».

«Силвер Бейзис» - единственный поставщик, сотрудничавший с «Рено Россия», который выиграл судебный спор с «Москвичом».

В пользу «Силвер Бейзис» сыграло то обстоятельство, что оснастка, за которую компания пытается получить деньги, была поставлена в 2021 году и рассчитаться за нее «Рено Россия» должно было к июлю 2022 года. В этом принципиальное отличие между спорами «Москвича» с отечественными производителями и поставщиками автокомпонентов, которые в судах требуют компенсации за компоненты, которая не были выкуплены в 2022 году, когда Renault уходил из России, в компании менялся учредитель, завод остановил производство и отказался от новых поставок.

 

Судебные перспективы

«Завод считает действия представителей иностранного контрагента недобросовестными, нацеленными на подрыв деловой репутации и создание ложного представления о несостоятельности АО МАЗ «Москвич», а не на урегулирование спора«, - заявила  Mashnews пресс-служба «Москвича».

Она сообщила, что АО МАЗ «Москвич» - стратегическое предприятие РФ, которое работает в интересах экономической безопасности и промышленного суверенитета страны. А также - что «завод планирует реализовать право на обжалование вынесенных судебных актов в установленном порядке».

Однако в картотеке арбитражных дел спор гонконгской компании с «Москвичом» о взыскании 2,6 млн евро значится завершенным.  

То, что решение первой инстанции оставлено в силе, дало кредитору право подать заявление о банкротстве, прокомментировал Mashnews обстоятельства спора арбитражный управляющий, основатель ЮРЛ Групп Семен Николаев.

При этом собеседник редакции обратил внимание, что шансы на обжалование по этому спору у «Москвича» еще есть.

«Я предполагаю, что «Москвич» наверняка будет обжаловать решение о взыскании в кассационной инстанции, ведь сроки еще не пропущены», - отметил Семен Николаев.

Кроме того, арбитражный суд кассационной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Об этом Mashnews сообщила адвокат международной коллегии адвокатов  «Последний дозор» Елена Сутырина.

 «Москвич» может указать в своем ходатайстве о приостановлении исполнения решения, что взыскание спорной денежной суммы приведет к необратимым последствиям, в виде нарушения нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также компания может сослаться на свое положение на рынке как одного из ключевых отечественных автопроизводителей и указать, что изъятие из финансового оборота спорной суммы повлияет на положение компании на рынке автопроизводителей как с репутационной точки зрения, так и финансовой», - считает Елена Сутырина.

Сейчас в Арбитражном суде Москвы рассматривается еще один иск «Силвер Бэйзис» к «Москвичу» о взыскании 0,822 млн евро. Ближайшее заседание по этому спору назначено на 14 мая.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент