Промышленные предприятия хотят защититься от БПЛА, но боятся последствий
Предприятиям разрешили самостоятельно бороться с беспилотниками, надо только заключить договор с ЧОПом. О работе частных антибеспилотных систем чиновники догадываются по сбоям в работе навигаторов и мобильных телефонов. Говорят, что с этой вольницей могут скоро покончить. MASHNEWS разбирался, разумно ли сейчас собственникам вкладывать миллионы в борьбу с БПЛА.
Сторож с противодроновым ружьем
В августе вступил в силу федеральный закон №440, который дает право сотрудникам вневедомственной охраны и ЧОПов сбивать БПЛА. Это стало маленькой революцией, поскольку раньше такое право было только у сотрудников Росгвардии, ФСБ, Минобороны.
После этого на предприятиях стали активнее обзаводиться противодроновыми системами. Но сколько компаний установили средства защиты от БПЛА – никто не знает, ни у одного ведомства такой статистики нет.
«Согласование установки систем не требуется. Законодательство о террористической защищенности объектов промышленности не содержит обязательных требований к установке систем по противодействию БПЛА», - сообщил зам. начальника второго отдела Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Петербургу и Ленобласти Станислав Байков.
Байков выступил 17 октября на заседании Комитетов по промышленности и ТЭК, по безопасности предпринимательской деятельности и охране труда Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП).
Байков говорит о трех типах систем по противодействию БПЛА, которые используют промышленные компании.
- Переносные системы противодействия или «противодроновые ружья». Устройства часто не отличаются высокой эффективностью из-за того, что используются без систем обнаружения БПЛА. То есть дрон может быть сбит только если «зависнет» над промышленным объектом или его случайно заметят.
- Мобильные системы противодействия БПЛА на базе автотранспорта. Они осуществляют непрерывный мониторинг воздушного пространства и подавляют сигналы управления и навигационной системы в определенном радиусе, создавая подобие купола.
- Стационарная система противодействия БПЛА, устанавливается по периметру охраняемого здания, для обнаружения дронов используются системы видеонаблюдения, радиопеленгаторы, радиолокационные системы. Подавление купольного типа, сбивают беспилотник из антидронового ружья.
Стационарную систему Станислав Байков считает самой эффективной.
Телефоны не любят куполов
То, что ряд предприятий Ленинградской области уже установили у себя купольную систему защиты от БПЛА, по косвенным признакам установили в Главном радиочастотном центре по СЗФО.
«К нам поступают сигналы от операторов сотовой связи на помехи в работе сетей. И когда мы начинаем расследование, то выясняется, что это как раз применение устройств противодействия БПЛА», - сказала на заседании ЛОТПП представитель ФГУП «Главный радиочастотный центр» СЗФО Наталья Войтенко.
Предприятия, которые внедряют такие системы, возможно используют их не совсем в правильном режиме, они уже создают помехи системам сотовой связи, говорит она.
Создатели дронов активно расширяют спектр частот, на которых работают их аппараты. Вслед за ними расширяют спектр подавления и производители противодроновых систем. В итоге при применении купольных систем начинают с перебоями работать мобильные телефоны и навигаторы. Если «антидроновые купола» будут установлены вблизи аэропортов, то это может повлечь риски для безопасности полетов.
По словам Натальи Войтенко, скоро «антидроновая вольница» может закончится.
«При Государственной комиссии по радиочастотам создана рабочая группа по таким системам. Наверняка в ее решении будет отражена необходимость согласования применения такого оборудования с Минобороны, Роскомнадзором и в некоторых случаях с Росавиацией. Например, по Росавиации в проекте решения есть пункт о блокираторах, расположенных в радиусе 45 км от контрольных точек аэродромов, посадочных площадок. Самодеятельности в этой сфере быть не может. Она будет ограничена нормативным актом», - отметила Войтенко.
Сколько стоит защита от дронов
Цены на антидроновое оборудование разные. Антидроновое ружье (только внешне похоже на ружье, на самом деле это излучатель помех) в самой простой комплектации можно купить за 150 тыс. рублей, навороченные модели стоят полмиллиона. Мобильные и стационарные системы обойдутся на порядок дороже.
Противодроновая система в максимальной комплектации обойдется в 24 млн рублей, срок изготовления — 120 дней, сказал на заседании ЛОТПП зам. генерального директора компании «Юмирс» Александр Никитин.
Эта сумма ввела предпринимательское сообщество в замешательство.
«Внедрение эффективных систем требует больших инвестиций, для многих они неподьемны. Ведь промышленные предприятия — это не только гиганты рынка, но и малый бизнес. Затрат много, это ведь не только покупка оборудование, но и расширение штата, заключение договора с ЧОПом, имеющим лицензию. Сторожа с антидроновым ружьем будет недостаточно. Но главный вопрос — будет ли возможно использовать данные системы в будущем, не будут ли приняты поправки в законодательство, которые сделают эксплуатацию оборудования невозможным», - сказал MASHNEWS зам. генерального директора ООО «Красносельская топливная компания» Марат Муртазин.
Тем не менее, по словам Муртазина, в его компании рассматривают возможность установки противодроновых систем, но пока с оборудованием не определились.
Одно из самых известных предложений такой техники, как писал MASHNEWS, - выпускаемые НИИ «Вектор» комплексы «Защита» или «Серп». Они свободно продаются. Для каждого объекта разрабатывается индивидуальный проект, это и определяет стоимость комплекса.
«Присутствуют [на рынке] как отечественные, так и иностранные системы противодействия. Отечественная техника - например, »Рубеж-АМ«, »Поле-21«. Иностранные системы представлены компаниями Israel Aerospace Industries, Airbus Defence and Space, Thales Group. Постепенно доля отечественных систем растет. Этот тренд сохранится и в ближайшем будущем», - сказал MASHNEWS директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ» Алексей Рабин.
Почему бы не застраховаться?
Если вражеский дрон наносит ущерб предприятию, то восстанавливать объект компания должна самостоятельно или за счет страховки. Прецеденты, когда страховые компании компенсируют предприятиям ущерб, есть. Так, в начале сентября «РСХБ-Страхование» заявило о выплате 45 млн рублей НПЗ в Южном федеральном округе, которое пострадало от налета БПЛА.
Но это — скорее исключение.
«Страховщики не хотят страховать такие риски. Почти все страховые компании убрали из договоров риски ущерба от попадания беспилотных аппаратов, введя достаточно широкий список исключений», - сказал MASHNEWS руководитель Совета по страхованию (СОПОС) Юрий Волков.
«Однако, как показывает практика по таким событиям, следственные органы после атак БПЛА возбуждают уголовные дела по статье »террористический акт«, а это - еще пока страхуемый риск. Конечно, есть нюансы по самому содержанию договора страхования. Не все так просто. Постепенно формируется и судебная практика. Недавно суд признал неправомерными действия страховой компании, отказавшейся выплачивать компенсацию одному из предприятий. Суд указал на то, что попадание снаряда является не актом войны, а противоправным действием третьих лиц. А риск противоправных действий по договору страхования был застрахован», - объясняет Юрий Волков.
Антидроны после СВО
Вопрос, который занимает собственников предприятий: нужно ли будет все это антидроновое оборудование после окончания СВО?
Алексей Рабин считает, что тема не потеряет актуальности.
«Системы защиты от БПЛА будут полезны в будущем, поскольку использование беспилотников будет продолжаться в различных сферах, включая коммерческие, гражданские и военные. Более того, с развитием технологий и увеличением числа БПЛА вероятность их использования для незаконных целей, таких, как шпионаж, терроризм и другие преступления, также увеличится. Поэтому системы защиты от БПЛА будут востребованы», - считает эксперт.
Главная интрига, говорят специалисты, угадать: какие способы борьбы с дронами могут признать незаконными, а какие получат шанс на дальнейшее использование. Тут бизнесу приходится играть в лотерею.