Приостановка полётов БПЛА в регионах покажет любимчиков властей
Власти 40 регионов России ввели запрет на полёты беспилотников после атаки дронов на Кремль. Эксперты, опрошенные MASHNEWS, уверены, что владельцам нелегальных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на такие режимы наплевать, а власти сделают исключение для нужд госкорпораций и своих «любимчиков». В итоге пострадают только те, кто летает честно.
Фото: geoscan.aero
Дворец починили, запрет остался
В ночь на 3 мая неизвестный беспилотник упал на крышу Сенатского дворца в Кремле. Россия обвинила в атаке Украину, украинские власти заявили о своей непричастности. В результате атаки на крыше дворца оказались повреждены два медных листа, заявил РИА Новости пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. 5 мая купол дворца восстановили.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что РФ ответит на атаку не словом, а делом. Параллельно с этим заявлением региональные власти стали «закрывать небо». По состоянию на 10 мая полёты БПЛА запрещены на территории почти 40 регионов России.
Запуск беспилотников запретили в Москве, Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Кузбассе и других регионах. Беспилотники не смогут летать над стадионами даже для трансляций футбольных матчей.
Одним из немногих городов, кто решился на участие БПЛА в параде Победы 9 мая, стал Ижевск. Правда, беспилотники не летели, а проехали на грузовиках. Так концерн «Калашников» продемонстрировал новые разработки: комплекс дистанционного наблюдения и ретрансляции «Гранат-4», комплексы с БПЛА «Тахион» и носимый комплекс «Гранат-1».
«Коммерческий рынок будет убит»
MASHNEWS связался с представителями отрасли, чтобы узнать, помогут ли запреты обезопасить небо и какие убытки принесут эти попытки.
Основатель и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что если режим ограничений не снять, то отрасль не просто остановится в развитии, но может и деградировать.
Последствия закрытия воздушного пространства для дронов многими регионами, к сожалению, негативные для экономики страны, сказал он: «Общий ущерб может составить до 10 млрд рублей в текущем году. В более долгосрочной перспективе только формирующаяся отрасль может остановиться в развитии и даже деградировать».
«При этом сам по себе запрет на полёты беспилотников никак не гарантирует безопасность, так как злоумышленники соблюдать его не будут. А пострадают от жёстких ограничений лишь законопослушные компании и операторы БПЛА», — считает Никита Данилов.
Замдиректора по стратегическим проектам ГК «Геоскан» Андрей Грудев говорит, что власти будут делать исключения для себя, госкорпораций и приближённого бизнеса, но это всё равно может сорвать президентский проект по развитию беспилотных авиасистем (БАС) в России.
«Запрет на использование воздушного пространства для полётов беспилотников не принесёт ничего хорошего как отрасли, так и рынку мониторинга с применением БАС. Скорее всего, будут сделаны исключения для выполнения полётов с целью проведения мониторинга в интересах органов власти. С большой долей вероятности и в »ручном режиме« послабления сделают и для тех, кто выполняет работы в интересах крупных корпораций (Газпром, Россети, Транснефть и т.п.)», — говорит Грудев.
«В качестве краткосрочных последствий мы получим ущерб от запретов для тех заказчиков услуг БАС, кто не сможет убедить региональные власти в необходимости выполнения работ по мониторингу с применением беспилотных судов. К таковым, например, можно отнести фермеров с небольшими земельными участками, некрупные проектные и строительные компании. Ну и, конечно, больше всего пострадает бизнес легальных и законопослушных компаний, эксплуатирующих БАС», — считает эксперт.
К долгосрочным последствиям введения таких запретов Андрей Грудев также относит высокие риски недостижения показателей будущего национального проекта по развитию отрасли БАС, который прямо сейчас формируется в соответствии с декабрьскими поручениями президента.
Гендиректор ООО «Русдронопорт» Николай Ряшин говорит, что режимы «закрытого неба» диверсантам никак не помешают.
«Это плохая идея. Она ударит только по ответственным пользователям воздушного пространства. Кто летал незаконно — а диверсанты и атакующие летали незаконно — им, вводи не вводи запрет, абсолютно всё равно, они и дальше будут так летать. А весь коммерческий рынок, который сейчас старался зарабатывать, будет убит. Плюс, эти запреты не имеют никакой верхней планки по времени, значит, их можно будет не отменять сколько угодно. Это может очень сильно ударить по рынку и по отрасли», — считает Ряшин.
СПРАВКА MASHNEWS:
Точное количество находящихся на территории РФ беспилотников неизвестно. По независимым оценкам, их число оценивается в 300–500 тысяч. Считалось, что в ближайшие пять лет эти цифры могут удвоиться. На учёт в России поставлено только 68 тысяч БПЛА.
30 декабря 2022 года Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем. Они предусматривают развитие серийного производства БПЛА и инфраструктуры для их эксплуатации. Стимулирование спроса на беспилотники отечественного производства, в том числе путём субсидирования части стоимости лётного часа.
Проекты властей не пострадают
Фото: gazprom-neft.ru
То, что власти будут делать выгодные для себя послабления, уже подтвердил глава Кузбасса Сергей Цивилев. «Запрет распространяется и на период после майских праздников — до особого распоряжения. С 10 мая исключение сделано только для беспилотных воздушных судов, используемых органами власти в установленном порядке», — написал он в своём Telegram-канале.
Впрочем, эксперты подтвердили MASHNEWS, что работа над экспериментальными правовыми режимами (ЭПР) не останавливаются из-за запретов полётов.
«О планах приостановки введения ЭПР в Петербурге пока речь не идёт. Тем более что запрет на полёты беспилотников в городе на Неве введён лишь до 15 мая. »Флай Дрон« является непосредственным участником проекта создания этого ЭПР. Он реализуется в соответствии с постановлением Правительства РФ вместе с петербургской администрацией. Сейчас замечания по проекту ЭПР, ранее возникшие у заинтересованных сторон, устранены. Согласительное совещание намечено на середину мая 2023 года», — рассказывает глава компании Никита Данилов.
«Флай Дрон» также участвует во внедрении ЭПР в Республике Башкортостан — и там работа над экспериментальным режимом не остановлена.
«Основной целью введения ЭПР на конкретной территории является не реализация бизнес-проектов, а тестирование нормативных изменений. Именно по этой причине ни у одного из установленных ЭПР по беспилотной тематике нет целевых показателей по прибыли», — объясняет Андрей Грудев.
Аэротакси всё дальше
Фото: Joby Aviation
Тем временем в Европе готовятся к массовому запуску гражданских беспилотников для перевозки людей. В марте 2023 года на выставке Amsterdam Drone Week заявили, что в 2024 году на Олимпийских играх в Париже запустят первое коммерческое аэротакси. Именно Франция дальше всех продвинулась в создании правовой базы для использования беспилотников. У неё наивысший уровень развития в рейтинге Drone Industry Insights.
Ранее MASHNEWS писал, что на форуме БАС в Петербурге эксперты заявляли, что аэротакси станет общим местом в крупных городах России через 10–15 лет. Насколько нынешние запреты отсрочат эту перспективу, пока неясно.