Перспективные, но беспилотные. Гражданским БПЛА в Петербурге не дают режима
В Петербурге не заработал экспериментальный режим для тестирования беспилотников в городской черте. Его собирались запустить со второго квартала 2023 года. Но согласования не получены. Производители беспилотников ждут, когда им дадут зелёный свет для экспериментов. Хотят доставлять товары, летая над ЛЭП.
Прекрасная беспилотия будущего
21 апреля в Петербурге провели форум «Современная российская авионика» — на нём создатели и эксплуатанты беспилотных аппаратов обсуждали, как модернизировать отрасль. Все участники были на подъёме, поскольку в декабре 2022 года президент России Владимир Путин дал поручение по развитию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В нём он требовал разработать стратегию развития отрасли, создать совет по этому вопросу, стимулировать спрос на беспилотники и прочее. Самое первое поручение — создание совета — должно было быть исполнено до 15 февраля 2023 года. Пока только это и получилось. В комиссию входят 53 человека, начиная от премьер-министра Михаила Мишустина и заканчивая губернатором Петербурга Александром Бегловым.
Нынешний форум поддержал комитет по промышленной политике Петербурга, но из чиновников никто не пришёл.
При этом Петербург хочет выйти на лидирующие позиции по развитию БАС. 21 февраля 2023 года — сразу после обращения президента к Федеральному собранию — губернатор Беглов обещал, что Петербург станет «опорной площадкой» для нацпроекта по беспилотникам. А в городе введут экспериментальный правовой режим (ЭПР) для развития БПЛА. Такой режим нужен, чтобы беспилотники могли летать по городу для контроля работ ЖКХ, следить за трафиком на дорогах и доставлять товары. Правда, последнее не в приоритете.
Главным тестировщиком режимов работы дронов должна стать компания «Флай Дрон». Для начала работы ЭПР нужно получить согласования в восьми инстанциях, включая ФСБ и Росавиацию. В Петербурге планировалось запустить этот режим во втором квартале 2023 года, но согласования затянулись. По какой причине — неизвестно. Глава комиссии по цифровизации Законодательного собрания Петербурга Андрей Малков не знает, в чём проблема.
«Многократно уже слышал на совещаниях эту тему [развитие БАС], постоянно обсуждается, но почему задерживается, пока сказать не могу», — ответил он.
Военный воздух России
У компаний, которые используют беспилотники, сложности с согласованием полётов. Все участники форума говорили, что за БПЛА — будущее, но юридическая волокита очень мешает: нужны приложения, нужны электронные сервисы согласования полётов и выдачи лицензий. Об этом договариваются с властями, в том числе Петербурга, но пока «воздух в России военный».
Многие воздушные зоны контролируются Минобороны. Некоторые эксперты считают такое положение дел правильным — это лучшая защита от несанкционированного входа в систему управления БПЛА. «Летит гражданский беспилотник, тем более с грузом, и в случае несанкционированного подключения может прилететь не туда», — звучали реплики на форуме.
Гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий полагает, что согласованием полётов могли бы заниматься муниципальные образования, если маршрут проходит через их территорию. Это было бы быстрее, чем ждать трое суток (минимальный срок для получения разрешения на полёт малоразмерного БПЛА).
«Муниципалитеты по всей стране могли бы получать данные о полёте, согласовывать их и делиться с правоохранительными органами», — предлагает он.
Сейчас беспилотники пытаются использоваться в нескольких регионах. Например, в Томской области, в качестве теста с их помощью обрабатывали сельхозугодия, а в Башкирии смогли согласовать свой ЭПР.
Сначала транспондеры, потом — аэротакси
Внедрить беспилотники в широкий гражданский оборот непросто. Участники круглого стола «Городская аэромобильность» обсудили, как скоро в жизни простого петербуржца появится беспилотное аэротакси и какие технологические сложности надо для этого преодолеть.
Сейчас даже для обычных дронов, переносящих лёгкие грузы, есть несколько препон. Во-первых, нет массового производства транспондеров для отслеживания дронов. Примерно 80% всех БПЛА гражданского назначения, которые используются и физическими лицами, летают по «серой схеме» — их полёты не согласованы, их владельцев нельзя привлечь к ответственности за ошибки в пилотировании. Во-вторых, метеоусловия. Дрон не может взлететь и выполнить задачу автоматически, без внешнего оператора, если не учтены скорость ветра и другие погодные явления, а метеолокаторы пока очень тяжёлые.
Гендиректор «Консорциума БАС» Денис Барышников отметил, что в гражданской авионике самым востребованным форматом будет доставка. Он говорит, что нужно продумать маршруты, которые бы проходили не над головами людей, а, например, над ЛЭП.
«Таким образом мы не снизим риски аварийности, но снизим риск тяжёлых последствий», — считает он.
Обсуждая перспективы использования аэротакси, участники дискуссии сошлись на том, что этот феномен станет общим местом через 10–15 лет.
«В Дубае их тестируют, внедряют в городскую среду. Это уже реальность. Главный вопрос в том, как быстро это интегрируется», — сказал глава компании «Флай Дрон» Никита Данилов.
Олег Дилимбетов для MASHNEWS