Рынок беспилотников: взрывной рост, хаос и бюрократия
Производство гражданских беспилотников в России демонстрирует экспоненциальный рост. В начале 2023 года объём российского рынка беспилотной авиации достигнет 15 млрд рублей. Проблема в зарегулированности сферы: официальное согласование полёта занимает не минуты, а дни и месяцы, к коммерческим беспилотникам массой больше 30 кг предъявляют требования, как к большим самолётам.
Растут спрос и производство
В 2021 году, по данным ассоциации «Аэронекст», объём рынка беспилотной авиации в России составлял 12 млрд рублей.
«В 2020–2021 годах рынок рос на 15–20%. По результатам 2022 года предвидится значительное увеличение объёмов: все основные разработчики и производители в этом году существенно наращивают производство, появляются новые виды и типы беспилотников. То есть рынок пошёл вверх с точки зрения и разработки, и производства», — сказал MASHNEWS Андрей Грудев, заместитель генерального директора по стратегическим проектам ГК «Геоскан». Компания заявляет о кратном увеличении объёмов производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
По словам Грудева, беспилотные авиационные системы (БАС) серийно выпускают в России уже девять лет, но в этом году рынок беспилотников получил дополнительные стимулы.
Этому способствовал уход с российского рынка весной 2022 года китайской компании DJI — лидера среди производителей коммерческих дронов.
Кроме того, в 2022 году постановлениями Правительства РФ было запущено два экспериментальных правовых режима, которые должны продемонстрировать эффективность доставки грузов с помощью беспилотников.
«Пока говорить о каких-то результатах рано, поскольку эти режимы внедрены на три года, но они уже существенно повысили запрос на разработку крупных коммерческих грузовых беспилотных воздушных судов», — уверен Андрей Грудев.
Сейчас 90 % объема рынка использования коммерческих дронов связано с мониторингом: съемкой земной поверхности с помощью различных сенсоров. Оставшиеся 10% рынка услуг — это применение беспилотников в учебных целях и для развлечений, объясняет Грудев.
Рост спроса на беспилотные воздушные суда (БВС) всех типов связан и с потребностями силовых структур, добавляет Вадим Кузнецов, представитель компании «Финко» (входит в ГК «Беспилотные системы»). Эта компания в 2022 году увеличила выпуск БВС основных типов в три раза (до 30 бортов в месяц) и запускает серийное производство новых судов мультикоптерного типа (до 500 штук в год).
Хаос и зарегулированность
Точное число находящихся на территории РФ беспилотников неизвестно. По подсчётам экспертов, за последние пять лет граждане России приобрели до полумиллиона дронов. По другим оценкам, в небе России летает от 300 до 500 тысяч беспилотных воздушных средств. В ближайшие пять лет эти цифры могут удвоиться.
Из этих сотен тысяч дронов на учёт поставлено только 68 тысяч БПЛА. Это не связано со сложностями их регистрации для частных лиц, поясняет основатель компании «Флай Дрон» Александр Каниовский. Напротив, зарегистрировать свой дрон сейчас очень просто, даже из дома выходить не нужно. Но поскольку инструментов контроля за регистрацией фактически нет, то требования выполняют далеко не все.
Рост индустрии приведёт к обязательной сертификации и учёту всех беспилотных систем. Иначе в небе начнётся настоящий хаос и беспилотники могут стать серьёзной проблемой для большой и малой авиации, говорят специалисты. Правительство РФ уже разрабатывает систему интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство.
Справиться с управлением беспилотником можно, пройдя минимальный курс обучения, а большинство людей, использующих дроны в личных целях, вообще учатся путём собственных проб и ошибок. Это, конечно же, не повышает безопасность воздушного движения и требует внимания государственных регуляторов, полагает Александр Каниовский.
«Интерес крупных игроков к рынку беспилотных воздушных систем будет толкать инновационные разработки и производство вперёд, важно поддержать этот темп с регуляторной стороны. Уже сейчас требует регулирования и господдержки сфера инфраструктуры для наблюдения за полётами БВС в реальном масштабе времени. Каждый дрон должен быть идентифицирован, а их полёты вписываться в принципы единого воздушного пространства», — убеждён Каниовский.
С другой стороны, требуется существенно расширить границы полётов, для которых не нужно получать согласования. Полёты должны согласовываться за минуты, а не за дни и месяцы, как это происходит сейчас, продолжает он.
До сих пор не решены вопросы, связанные с получением разрешения на использование воздушного пространства, с длительной процедурой контрольного просмотра и совместного использования воздушного пространства с другими БВС и пилотируемой авиацией, соглашается Вадим Кузнецов (компания «Финко»).
«Нужно развивать цифровые сервисы для БВС на рыночных условиях, не дожидаясь их создания по долгим госконтрактам. Но требования к этим сервисам должны предъявляться на уровне государства. Также требуется упрощение доступа к государственным сервисам и информации: аэрофотосъёмка, 3D-модели местности, карты установленных глушилок для БВС и государственные цифровые сервисы идентификации физических и юридических лиц должны быть доступны не только узкому числу государственных ведомств, а быть достоянием всех компаний, прошедших понятные процедуры проверки на добросовестность и безопасность», — говорит Каниовский.
Сейчас сертификация тяжёлых коммерческих дронов напоминает регистрацию полноценного самолёта.
«Если вы произвели беспилотный летательный аппарат с максимальной взлётной массой больше 30 кг, то для того, чтобы его легально поднять в воздух, вам нужно пройти почти те же процедуры, которые проходят изготовители Ту-214. Понятно, что выполнить это невозможно, хотя бы в силу разной специфики применения, но пока что понятных и удобных нормативных актов и технических нормативов, регулирующих беспилотную сферу в России нет», — рассказывает Андрей Грудев из «Геоскана».
Новые горизонты
Измерять рынок беспилотников только числом произведённых машин неправильно, говорит Александр Каниовский. Дроны летают не ради полёта, а ради выполнения конкретной работы. Число уникальных типов миссий уже давно превысило сотню. Кроме привычного дистанционного зондирования земли, фото и видеосъёмки, поиска людей, теперь активно внедряются различные типы мониторинга и построения цифровых двойников, рассказывает Каниовский.
Для каждого типа миссии требуется не только определённая модель БПЛА, но и наземная инфраструктура для взлёта и посадки, навесное оборудование, цифровые сервисы.
В ближайшем будущем значительно возрастёт автономность беспилотников как по продолжительности и дальности полёта, так и в части управления, планирования и корректировки маршрутов. Большинство беспилотников будут оборудованы бортовыми системами технического зрения с искусственным интеллектом. Эксперты прогнозируют частичный переход на доставку груза при помощи грузовых беспилотных систем уже в ближайшие пять лет.
В долгосрочной перспективе БПЛА будут активно применяться в строительстве, логистике, сельском хозяйстве, геофизических исследованиях.
«Мы уже видим сформировавшийся запрос на новую профессию — оператор беспилотного летательного аппарата. Развитие рынка без подготовки соответствующих кадров невозможно. Поэтому наша компания выделила образовательное направление, разработала линейку учебных БПЛА и поставила более восьми тысяч таких дронов в учебные заведения», — говорит Андрей Грудев.
По мнению Вадима Кузнецова, развитие производства беспилотников неизбежно приведёт к разделению компаний, работающих на рынке, на операторов услуг, разработчиков и производителей БПЛА, производителей полезных нагрузок и программного обеспечения.
«Рост производства беспилотных воздушных судов приведёт к увеличению потребности в их компонентах: двигателей, каналов связи, оптико-электронных модулей, систем навигации, композитных материалов. Из-за больших объёмов производство многих из этих систем станет серийным и сможет выйти на рентабельность, чего нельзя было достичь раньше», — прогнозирует Вадим Кузнецов.
СПРАВКА MASHNEWS:
БАС — беспилотная авиационная система. БВС — беспилотное воздушное судно. БПЛА — беспилотный летательный аппарат.
Геоскан — российская группа компаний, занимающаяся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также разработкой программного обеспечения для фотограмметрической обработки данных и трехмерной визуализации. Компания осуществляет поставки техники в 12 стран мира.
Ассоциация «АЭРОНЕКСТ» — крупнейшая в России профессиональная Ассоциация, формирующая технические и правовые основы глобального авиационного будущего, опирающегося на беспилотные технологии. Зарегистрирована в мае 2013 года.