Покрышки на службе стратегической авиации: то ли бред, то ли инженерная тайна
В сети распространились спутниковые кадры, на которых стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 прикрыты покрышками. Ряд околовоенных экспертов заявили, что это такая защита от БПЛА и нашли плюсы в ее использовании. MASHNEWS совместно с экспертами объясняет, что это и не защита вовсе. Нужно строить ангары, хотя это и недешево. Есть и другие способы реальной маскировки российских самолетов.
Миллионы долларов под покрышками
Телекомпания CNN распространила спутниковые снимки аэродрома в Энгельсе, на которых запечатлены стратегические бомбардировщики Ту-95. Сверху, на фюзеляже и крыльях, судя по всему, автомобильные шины.
CNN высказало предположение, что покрышки нужны, чтобы обеспечить хоть какую-то защиту от атаки беспилотников. Бывшим и действующим летчикам такая «защита» кажется, мягко говоря, сомнительной. Однако нашлись и эксперты, которые в ней видят плюсы.
Издание News.ru привлекло Героя России, генерал-майора авиации Сергея Липового, который сказал, что на войне все средства хороши, даже резиновые.
«В защите авиационной техники, как и в защите бронетехники, все средства хороши. Защита авиатехники с помощью резиновых покрышек не является ноу-хау. Предположу, что их используют в качестве краткосрочной защиты наших самолетов на время подготовки более надежного укрытия», - сказал Липовой.
Стоимость подержанных покрышек оценить никто не взялся, но известно, что один Ту-95 стоит порядка $26 млн. В издании также отметили, что покрышками защищали и Ту-160, который стоит примерно $250 млн.
Справка MASHNEWS:
Ту-160 - межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Это самый скоростной бомбардировщик в мире. Также у него нет аналогов по максимальной взлетной массе. Размах крыла у него 55,7 метров, (а площадь 223 квадратных метра), взлетная масса 275 тысяч килограммов, а максимальная скорость в полете 2200 километров в час.
Ту-95 - турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. Первый полёт совершил в 1952-м году, размах крыла больше 50 метров. Он способен преодолевать расстояния до 15 тысяч километров и нести «боевую часть» до 12 тонн. Максимальная скорость 890 километров в час.
Satellite image ©2023 Maxar Technologies. СNN
Инженерная тайна
Совместно с авторами telegram-канала «Крылья войны« MASHNEWS попытался разобраться, чем, хотя бы в теории, могли бы помочь покрышки.
«Кроме сдерживания разлета осколков и дешевизны »защитной конструкции« никаких плюсов нет. Или есть какая-то инженерная тайна, о которой мы не знаем», - говорят авторы.
Военный эксперт подумал, что над ним шутят, когда услышал вопрос о покрышках.
«Ну, даже если предположить, что условный беспилотник попадет ровно в шину, то отрикошетит на метр какая-нибудь деталь, а взрывчатое вещество останется на крыле. Ту-95 же большой. Это как спасти должно?» – недоумевал заслуженный летчик России, генерал-майор Владимир Попов. Он даже подумал, что это фейк, созданный, чтобы посмеяться над Россией: «я, честно говоря, не знаю, это может шутка такая».
Журналист Андрей Окунь в своем канале «Рыбья голова» предположил, что речь может идти о попытке отчитаться за «обеспечение защитных мер».
«На самом деле вы смотрите не на покрышки, а на чьи-то погоны, полученные за »оборудование дополнительной защиты для авиационной техники«. Это мы с вами видим шины на кадрах, сделанных спутниками. В свою очередь российское начальство ни снимки, ни покрышки не увидит, а только узнает из папочек, что »комплекс мер по усилению противовоздушной обороны« успешно выполнен, и на этом успокоится», - считает он.
Нервозность этой темы связана с тем, что в западной части России за август случилось два успешных налета беспилотников на военные аэродромы. Первый произошел в Новгородской области. Второй – в Псковской. В ночь на 30 августа был атакован аэродром совместного базирования (гражданской и военной авиации) Кресты в Пскове.
Что реально может защитить самолеты?
Лучшей защитой от БПЛА эксперты считают быстровозводимый ангар с секционными воротами.
«Простой навес — пустая трата денег из-за наличия у противника и их ДРГ FPV-дронов. Бетонный капонир или бетонное арочное укрытие (вспоминаем СССР) — это очень дорого и очень долго по срокам постройки. Конечно, не стоит при этом забывать и про другие виды безопасности. Работы по предупреждению диверсий, усиление безопасности периметра и буферной зоны, усиление ПВО и РЭБ», - рассказывают «Крылья».
Цены на такие ангары варьируются в зависимости от оснащения. Под малые самолеты - примерно, от одно до пяти миллиона рублей. Учитывая размеры стратегических бомбардировщиков, стартовая цена будет порядка 25 миллионов. Несравнимо со стоимостью самих самолетов. Журнал «Военное обозрение» демонстрирует ангары для французских самолетов и предлагает в этом случае не отказываться от западного опыта.
Фото: журнал «Военное обозрение»
«Есть разные решения, от холодного до отапливаемого, из разных материалов, с разным типом фундамента. А если провести тендер в рамках гос. оборон заказа (или по 44-ФЗ), то конкуренция позволит снизить цену. Главное выбрать качественного производителя и подрядчика, чтобы постройки действительно были сделаны на совесть. Понадобится время на разработку проектов, под каждый тип самолёта. Возвести один ангар можно в течении месяца, если не филонить. Опять же сроки могут зависеть от политической воли или размера бюджета.
Для стратегической и транспортной авиации понадобятся отдельные ангары, а вот для истребителей и вертолетов можно делать «общежития». Все военные аэродромы не нужно обеспечивать «кровь из носа вчера» защитными сооружениями, можно ограничиться на первое время европейской частью страны.
Может быть, невозвратные потери бесценных Ту-22М3 и достаточно дорогих Ил-76 не перевешивают в сторону расходов на защитные сооружения и другие механизмы безопасности. Может быть, сейчас происходит долгая бюрократическая история по выяснению «как лучше и выгоднее сделать». Мы уверены все-таки, что в Министерстве обороны РФ понимают, что проблема назрела очень сильно и решать ее надо либо доп. расходами на безопасность, либо победой над врагом. Но второе не терпит суеты, а значит не получится «завтра», а вот по первому можно и подсуетиться. В общем мы верим в МО РФ, и в то, что они предпримут какие-то действия, помимо «покрышек».
Но очевидно, что один самолёт, особенно из стратегической авиации, гораздо дороже условно десятка-двух-трех ангаров. А если учесть, что Ту-95 и Ту-22М3 мы вообще не производим, то...«, - рассуждают »Крылья войны«.
Генерал-майор Владимир Попов отмечает, что помимо «защиты» самолетов покрышками, есть еще десятки способов снизить риски попадания в самолеты – это способы маскировки.
«Есть маскировочные сети, которые могли бы заставить кумулятивный боеприпас сдетонировать раньше. Тогда не такой урон будет.
Я занимался маскировкой аэродромов. Можно заставить разведчика навестись на ложную цель, рассредоточив самолеты, поставить макеты и уже снизится вероятность поражения действующего самолёта. Где-то даже закрашивали ВПП, отдельные плиты из резерва клали, делали другую конфигурацию аэродрома. Если картина не будет соответствовать той, что противник, условно, в довоенное время видел, то уже как минимум действия замедлятся. В Советском Союзе мы строили железобетонные укрытия, но для стратегической авиации это невозможно: долго, дорого, трудноосуществимо. Мы ставили навесы, сетки натягивали.
У нас есть, чем маскировать самолёты – есть аэрозоли, есть покрывала, чтобы скрывать термические следы прогретых двигателей. Быстровозводимые ангары - они скорее от осадков, но и от беспилотника спасёт: сначала надо пробить крышу, потом там балки железные могут быть. Первичное, конечно, это рассредоточение, чтобы огонь с одного самолета не перекинулся на другой. Но такое трудно организовать на аэродромах совместного базирования, как в Пскове«, - говорит Владимир Попов.