Украина, Прибалтика или Австралия? Кто атаковал псковский аэродром, чем и как у него получилось
В ночь на 30 августа псковский аэропорт «Кресты» атаковали беспилотники. Фотографий дронов нет, отчего появились домыслы: диверсанты, атака из стран Балтии, австралийские картонные БПЛА. MASHNEWS рассказывает, что думают псковичи, действующие и бывшие военные.
Куда прилетело
Аэродром Кресты, он же международный аэропорт им. Княгини Ольги, — это аэродром совместного базирования. Гражданские самолёты оттуда летают в Москву, Минск, Калининград и Минеральные воды. Военные Ил-76, относящиеся к 334-му авиационному полку, перевозят военнослужащих 76-й дивизии ВДВ и 2-й бригады спецназа ГРУ на фронт.
На этот аэродром в ночь на 30 августа была совершена атака. Взрывы раздались около 23:40. Было три взрыва подряд, потом, через небольшой промежуток, четвёртый. Только после этого началась работа ПВО и просто стрельба в небо. Зарево над аэропортом наблюдалось из всех концов Пскова.
Помимо самолётов, как рассказал MASHNEWS местный рабочий Дмитрий, вероятнее всего, попали в хранилище топлива.
«Отовсюду было слышно. Мы тут были (Дмитрий работает рядом с аэропортом — прим. ред.), когда началось. Но понятно, что самолёты не могли бы так ярко и долго гореть. Очевидно, попали в топливохранилище, отсюда и зарево на весь город«, — считает он.
Эксперты придерживаются официальной линии, что БПЛА самолётного типа, преодолев около 700 километров, долетели до Пскова и атаковали аэропорт двойного назначения, который не сумел себя защитить. В итоге четыре транспортных самолёта Ил-76 повреждены (версия ТАСС), два или даже четыре — уничтожены, ещё два — повреждены (неофициальная версия).
Авторы Telegram-канала «Крылья войны» специально для MASHNEWS рассказали, что такое Ил-76.
«Это наш основной военно-транспортный самолёт. Он решает весь спектр задач по транспортировке грузов, боекомплекта, военной техники, личного состава ВС РФ, в т.ч. раненых. Простыми словами, этот самолёт — настоящая »рабочая лошадка« ВТА России. В составе ВКС их достаточно большое количество, однако ежегодный выпуск не превышает две-три единицы (в современной модификации Ил-76МД-90А). Нельзя сказать, что потеря пары бортов — это катастрофа, но, учитывая примерную стоимость единицы в 5–7 млрд рублей, — урон чувствительный», — говорят «Крылья войны«.
На следующий день после атаки аэропорт оцепили силами полиции. По периметру стояли вооружённые сотрудники в бронежилетах и касках. Позже оружие у них забрали — оставили дубинки.
Информационные сдержки
Фото: ОАК
Официальные органы власти скупо сообщают, что «была отражена атака беспилотников», сколько их было и какие они были, никто не говорит. Кроме того, нет фотографий обломков, которые часто появляются после таких инцидентов.
Что касается фотографий, то эта тема действительно очень волнует военных. Telegram-канал Fighterbomber после того как появились фотографии с новгородского аэродрома в Сольцах, который атаковали 19 августа, понадеялся, что автор изображений «висит, подвешенный за яйца».
«Фотографирование и видеосъёмка результатов попаданий ракет и БПЛА противника по объектам на территории РФ с последующим распространением таких материалов — это банальная помощь врагу — как их военным, так и их пропагандистам. Про вторых, наверное, не стоит подробно расписывать, и так понятно, как ими используются данные материалы. А вот их военные, увидев последствия своих ударов, анализируют весь массив данных и могут нанести свои удары повторно и точнее, если были допущены промахи. То есть данная фиксация может помочь им »пристреляться«. Если атака успешна, то военные Украины могут более оперативно отчитаться о своих успехах как перед своим руководством, так и перед кураторами из НАТО. Зачем им оказывать такую медвежью услугу? Кроме того, в кадр могут попасть другие объекты, которые не следует видеть нашему противнику. Да, спутниковая разведка НАТО (а также коммерческие »западные« спутники) работает быстро и эффективно, и кадры с повреждёнными самолётами будут опубликованы через сутки-трое, но это уже немного другой коленкор и не взгляд от первого лица, скажем так. Кроме того, съёмке спутников могут мешать облака», — отмечают «Крылья войны».
В данном случае с нераспространением информации справились лучше, чем в прошлых налётах на Россию. Однако саму атаку отразили хуже. Военные, с которыми поговорил MASHNEWS, кратко назвали атаку на Псков «позором».
Обычных граждан больше заботит другое — откуда прилетели беспилотники и беспилотники ли это были вообще.
Откуда прилетело
Фото: mil.ru
Житель Пскова, работник Военторга Юрий говорит, что никто не паникует. И вовсе осуждает вопросы о панике.
«А вы что, хотите панику поднять, — строго спрашивает он, но быстро остывает и продолжает. — Ну а что теперь делать, всё бросить? Нет, была атака, в следующий раз, надеюсь, не допустят», — говорит он, но тут же сам как будто развеивает надежды.
«Самое реальное, конечно, это с Прибалтики, им близко, но не знаю, решились бы они на такое. С другой стороны, это как с бомжом, который сначала просто орёт, а потом начинает на людей кидаться. Ему один раз вмазать, и он успокоится. Но вмажут ли? — сокрушается Юрий. — А если с Украины, то это вообще п***ец (кошмар — прим. ред.), это они сколько пролетели?«
Пролетели дроны порядка 700 километров. Маршрут также не уточняется, возможно, по прямой из Черниговской области, но тогда бы пришлось лететь над воздушным пространством Беларуси. В любом случае преодолеть такое расстояние, пусть и с удалённым доступом через спутники, под силу немногим моделям БПЛА самолётного типа. Это могут производимые на Украине UJ-22 Airborne или дроны-камикадзе «Бобёр».
Косвенно атаку с территории Украины подтвердил президент Владимир Зеленский. Он написал, что украинские беспилотники успешно поразили цель на расстоянии 700 километров.
Про БПЛА, которые летят вглубь России, а также о том, как долго они будут «кошмарить» страну, MASHNEWS писал 7 июля.
Местные жители, несмотря на вроде бы логичные пояснения местных чиновников и силовиков, не доверяют им. Некоторые считают, что никаких дронов не было вообще.
«Я думаю, работой ПВО они пытались скрыть огромнейший косяк в своей системе безопасности. Мне кажется, что это ДРГ (диверсионно-разведывательная группа — прим. ред.) проникла в аэропорт и заложила бомбы. В пользу моего мнения говорит тот факт, что взрывы предшествовали работе ПВО«, — говорит проживающая недалеко от аэропорта женщина, пожелавшая не называть своего имени.
Впрочем, военные эксперты сомневаются в этом, поскольку такие операции, как налёт дронов, планируются тщательно и «птички» ведутся на низкой высоте, чтобы их не засекала ПВО. Что касается РЭБ (радиоэлектронной борьбы), то её в Пскове попросту не было. Напомним, что местные военные использовали стрелковое оружие.
Авиационный эксперт, попросивший, чтобы его имя не стояло возле «чувствительной темы», рассказывает, как БПЛА могли долететь до Пскова.
«Если их запускали с Прибалтики, в чём я сомневаюсь, то могла иметь место прямая связь с оператором. Она до 200 километров работает на БПЛА такого типа. Если с Украины, то либо спутники, то есть Starlink, который увеличивает дальность связи до 1400 километров, либо координаты. Спутники дорого, а координаты, настолько точные, чтобы БПЛА ударили прямо в самолёты, очень трудно, вот и думайте», — держит интригу собеседник.
Фото: SYPAQ
Последняя версия — рой австралийских дронов SYPAQ. Это дроны-камикадзе, которые буквально сделаны из картона, а крылья у них закреплены резинками. Единственное отличие от бумажных самолётиков — двигатель, но и он «холодный». То есть его температура равна температуре окружающей среды. Против этой версии расстояние. Способный нести до пяти килограммов нагрузки, он не способен пролететь 700 километров, а со спутника им управлять нельзя.
Управлять роем без командного пункта не получится, а представить группу диверсантов в паре километров от аэропорта в Псковской области сложно.
Контекст
Аэропорт Кресты открылся в 7 утра 31 августа — поскольку взлётно-посадочная полоса не была повреждена.
Атака в ночь на 30 августа стала самой массированной с начала СВО. Той же ночью атаковали Брянск, где беспилотник попал в завод «Кремний ЭЛ». Причём атаки на Брянск не прекратились. Они фиксировались в ночь на 31 августа и утром 31 августа. Также атакам подверглись Тула, Рязань, Москва и Севастополь.