07 июля 2023 10:36
читать 8 минут

Не самая лёгкая цель. Как далеко могут залететь украинские беспилотники

Боевые дроны Украины долетают до Московской области. MASHNEWS с экспертами разбирался, можно ли остановить налёты, какие БПЛА атакуют Россию и могут ли их разворачивать диверсанты прямо на территории РФ.

Дальние атаки

4 июля беспилотники атаковали аэропорт Внуково. Из-за этой атаки Внуково закрывали на три часа и переносили из него рейсы (всего 17) в другие аэропорты Москвы. Четыре беспилотника сбила ПВО, один посадили с помощью РЭБ (радиоэлектронная борьба).

В Министерстве обороны РФ заявили, что было задействовано пять беспилотников, но каких именно не уточнили. Целью были аэропорт, где базируется лётный отряд «Россия», и 45-я отдельная гвардейская орденов Кутузова и Александра Невского бригада специального назначения ВДВ, расположенная в посёлке Кубинка.

Посаженый беспилотник упал на крышу одного из зданий части. Никто не пострадал.

Это была последняя по времени дальняя атака на Россию. Ближние атаки с малых дронов по Белгородской и Курской областям происходят почти ежедневно.

В налётах на Москву 3 мая, когда был повреждён Сенатский дворец Кремля, участвовали украинские дроны UJ-22 Airborne. Они же атаковали Воронеж в июне.

Глава АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексей Рогозин считает, что Москву можно было накрыть «своеобразным куполом».

«Постоянные налёты украинских БПЛА на Москву ставят вопрос, будет ли защита подобных объектов в дальнейшем строиться локально, либо вокруг столицы должен появится новый контур сплошной защиты от малозаметных беспилотников — своеобразный »купол«. Для этого потребуется вовлечь в работу не только традиционные военные, но и нестандартные гражданские ресурсы, включая создание массовой сети датчиков и сенсоров, работающих в радио-, акустическом, оптическом и тепловизионных каналах», — считает он.

Куда смотрит ПВО


Фото: mil.in.ua

Авторы Telegram-канала «Крылья войны» специально для MASHNEWS разобрали возможности украинских UJ-22 Airborne и рассказали, могут ли их запускать диверсанты или же они незаметно долетают до столицы с территории Украины.

«После начала СВО ВСУ срочно пустили UJ-22 Airborne в серию. Запускают их с территории Украины, здесь такую »дуру« развернуть в теории можно, конечно, но стоит вопрос с ввозом в Россию серийного украинского беспилотника со взрывчаткой — надеемся, что до такого ещё не дошли», — объясняют «Крылья».

«В открытых источниках указано, что этот беспилотник может встать на курс и пролететь 800 км, это доказывает возможность атаки на Москву с территории Украины. Большинство из них сбивают или они сами падают (в другие даты были такие инциденты), но всё-таки аппарат неплохой, так как всё равно есть и попадания, и факты безнаказанного пролёта весьма большого расстояния», — говорят эксперты.

UJ-22 Airborne — не самая лёгкая для ПВО цель, отмечают авторы канала, но явно московские расчёты подготовлены лучше, чем региональные.

«Крылья войны» спрогнозировали, сколько Россию будут «кошмарить БПЛА».

«В общем, так нас и будут кошмарить, пока либо не завоюем Сумскую и Черниговскую области (что маловероятно), либо пока не начнём систематически уничтожать цеха по сборке БПЛА. Более вероятным кажется уничтожение сборочных цехов. Координаты есть, даже снимки из космоса этих объектов тоже есть. Будут строить новые? Выявлять и уничтожать», — говорят авторы канала.

Что летит


Фото: mil.in.ua

«Укрджет» занимается производством UJ-22 Airborne с 2021 года. Этот беспилотник представили в июне 2021 года на международной выставке «Оружие и безопасность» в Киеве.

Максимум, сколько может пролететь такой беспилотник, — 800 км. Минимальная высота полёта — 50 м, максимальная — 6 км. Он развивает скорость до 160 км/ч. Может нести с собой до 20 кг груза. В случае налётов на Россию идёт речь о взрывчатке, например, нескольких 82-мм минах. В беспилотнике предусмотрен режим «камикадзе».

Также в атаках на Россию участвует модифицированная версия А-2 «Синиця». Вообще, максимум дальности у него 100 км , но, очевидно, что этот БПЛА доработан. Какие характеристики у доработанной «Синици» — неизвестно, но он заметно крупнее оригинала.

Размах крыльев у модернизированной «Синици» около трёх метров, почти как у UJ-22 Airborne (у него 3,3 м), против оригинальных 1,6 м.

Куда могут долететь


Расстояние между Москвой и украинской территорией (скажем, пригородов Сум) — 556 км. Возможности UJ-22 Airborne позволяют покрыть эту дистанцию.

Для ударов, учитывая, что такие беспилотники могут пролететь до 800 км, доступны Новгородская и Псковская области на Северо-Западе (750–790 км от Чернигова), Липецк, Тамбов, Воронеж в центре РФ и любые приграничные территории.


До Петербурга от Чернигова — больше 900 км, до Казани и Самары — больше 1000 км, эти города в теории недоступны для атак украинских БПЛА.

Запрет полёту не помеха

В России продолжают расширяться запреты на использование беспилотников в гражданских целях. Самый свежий — Чечня. От контролируемых Украиной территорий до Грозного по прямой больше 1000 км.

5 июля Чеченская республика стала 60-м регионом, который ввёл запрет на использование беспилотников на своей территории. В центре России без такого запрета обошлась только Ульяновская область.

«Временно запретить использование беспилотных гражданских воздушных судов в воздушном пространстве над Чеченской республикой, за исключением судов, используемых органами государственной власти…» — говорится в указе главы Чечни Рамзана Кадырова.

Впрочем, в регионах, где введён запрет, беспилотные воздушные суда запускают по согласованию. Так, согласно свежей статистике Росавиации, в июне «Госкорпорация по ОрВД» выдала 8 896 разрешений на полёты. За второй квартал 2023 года в целом разрешить успели больше 25 тысяч полётов.

Участники рынка беспилотной авиации отмечают, что такими разрешениями пользуются только добросовестные граждане и бизнес, которые от запретов страдают. Полёты «в серую» и тем более незаконные полёты продолжаются. Они согласований не спрашивали никогда.

В разговоре с MASHNEWS это предсказывал гендиректор ООО «Русдронопорт» Николай Ряшин ещё в мае.

«Кто летал незаконно — а диверсанты и атакующие летали незаконно — им, вводи не вводи запрет, абсолютно всё равно, они и дальше будут так летать. А весь коммерческий рынок, который сейчас старался зарабатывать, будет убит», — отмечал он.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!