Отечественную систему очистки балластных вод разрабатывают в Петербурге
Минпромторг РФ выделил первые транши из 17-миллиардной субсидии на создание отечественного судового оборудования. Всего в списке получателей субсидий 36 предприятий. В Петербурге, в частности, разрабатывают систему обработки балластных вод, в республике Марий Эл — аппараты для быстрой заморозки рыбы. MASHNEWS продолжает следить за процессом импортозамещения.
Очистка требует международной сертификации
В конце 2022 года Минпромторг РФ подвёл итоги конкурса на получение субсидий на разработку отечественных образцов судового оборудования вместо импортных аналогов. MASHNEWS писал о том, кому достались субсидии. Всего требуются разработки по 66 позициям.
Петербургское «НПО ЭНТ-Технология» получило 440 млн рублей на создание установки обработки балластных вод и систем водоподготовки. Обеззараживание балластных вод необходимо, чтобы избежать загрязнения территориальных вод чужеродными организмами.
Острота этой проблемы отмечена и в техническом задании Минпромторга. Водяной балласт используют, чтобы обеспечить остойчивость судов. Каждое судно, перевозящее и сбрасывающее балластные воды, должно рассматриваться как источник потенциальной опасности: сбросом таких вод обусловлено 90% холерных заболеваний, сказано в документах Минпромторга.
Но основная опасность в другом: с балластными водами переносятся морские организмы. Они успешно адаптируются к новым условиям в портах и прилегающих акваториях, что приводит к деградации местных экосистем. В 2004 году Международная морская организация (International Maritime Organization — IMO) приняла Международную конвенцию о контроле водного балласта и осадков судов и управления ими. Россия к конвенции присоединилась.
Установки по очистке балластных вод в России до этого не производились. На отечественных судах используются устройства, сделанные в основном в Дании, Швеции и Южной Корее.
Минпромторг хочет, чтобы компания «НПО ЭНТ-Технология» разработала оригинальную установку очистки, которая совмещала бы механическую фильтрацию с ультрафиолетовым облучением и фотолитическим озонированием. Система должна обеспечивать возможность автоматического регулирования интенсивности УФ-облучения в зависимости от степени загрязненности воды.
В «НПО ЭНТ-Технология» MASHNEWS сказали, что разработать установку — не проблема. «В железе» она сделана уже около 10 лет назад, но не была востребована у отечественных судостроителей, заказчикам было проще покупать оборудование за границей, говорит руководитель отдела сбыта и маркетинга предприятия Олег Доровских.
То есть довести отечественную установку по очистке балластных вод до требуемых Минпромторгом параметров несложно. Но есть проблема, с которой столкнутся производители, — международная сертификация.
«Если вы судовладелец или заказчик судна, мы можем начать для вас изготавливать систему уже сегодня. Но нужно получить международный сертификат — а с этим сейчас проблема. Например, мы в прошлом году поставили на судно установку, несколько месяцев испытывали её в Мурманске, подготовили пакет документов. Российские структуры документы утвердили и передали в IMO. Ответа пока нет. Сертификат мы ждём в этом году, но когда это произойдёт — сказать сложно», — заключил Доровских.
При отсутствии сертифицированного IMO оборудования судно должно сдать балластные воды на очистку в порту назначения или за пределами порта дождаться прихода плавучей станции обработки. А это дополнительные деньги и время.
Впрочем, говорит Доровских, всё зависит от того, куда будет ходить судно. «Если судно ходит из России в Китай — это одна ситуация, если между российскими портами — другая. Вот в портах США очень жёсткие требования».
Быстрая локализованная заморозка
Созданием отечественных вертикальных и горизонтальных скороморозильных аппаратов для быстрой заморозки свежей рыбы займётся компания «Гран» из города Волжска (Марий Эл). На это Минпромторг выделил предприятию 96 млн рублей.
Как следует из техзадания Минпромторга, компании необходимо разработать современные, но при этом обладающие высокой степенью локализации горизонтальные и вертикальные плиточные скороморозильные аппараты с производительностью от 8 до 20 тонн в сутки. Они должны охлаждать блоки с рыбой и другими морепродуктами до температуры –18°С и быть приспособлены к работе с блоками отечественного (11 кг) и европейского (7,5 кг) стандартов.
Разработанные аппараты, по планам Минпромторга, должны затем применяться в морозильных траулерах всех проектов, траулерах-процессорах и ярусоловах.
По словам начальника проектно-конструкторского отдела компании «Гран» Артёма Мамитьева, подобного автоматического морозильного оборудования в России ранее не производили, всё оно родом или из Европы, или из Китая.
Не выпускали его по причине сложности технологии и отсутствия спроса на российскую технику у рыболовов. Новый отечественный аппарат, скорее всего, придётся создавать с нуля.
«За основу берём европейские аналоги, но это будет целиком новая разработка. Отечественных комплектующих в нашем изделии, надеемся, будет не менее 90–95%. Основная проблема, которая нас ждёт при разработке, — это датчики, которые способны работать при низких температурах — ниже –25°С», — сказал Мамитьев.
По планам Минпромторг, морозильные аппараты должны быть доведены до опытного образца до конца 2024 года.
Не совсем полное замещение
Практически в каждом техзадании Минпромторга сказано: «...до настоящего времени большая часть оборудования, предназначенная для нужд гражданского флота РФ, поставлялась из-за рубежа». Главная цель разработок — полное замещение иностранного продукта.
Однако «полное замещение» на деле вряд ли окажется таким уж полным, сказал MASHNEWS высокопоставленный сотрудник одной из компаний-разработчиков. Вероятность использования отечественных комплектующих в новых изделиях есть, но она очень мала — особенно учитывая поставленные сроки, сказал он.
«Это будут китайские детали или комплектующие, поставленные по параллельному импорту, так как в России необходимых электронных компонентов, микросхем, контроллеров — нет. Отечественные резисторы можно найти, разъёмы есть, но сроки поставок — астрономические, до полутора лет. Поэтому тут мы вынуждены крутиться как можем», — говорит собеседник.
Впрочем, он заявил, что разработке, которой в рамках субсидии занимается его предприятие, это не помещает. В активе его компании есть похожее изделие. Правда, разрабатывалось оно для других целей, но теперь его обновят и улучшат.
Алексей Горпинченко