Невское ПКБ представило линейку универсальных транспортно-госпитальных судов
Невское проектно-конструкторское бюро к началу 2021 года подготовило линейку универсальных транспортно-госпитальных судов (УТГС) модульной конструкции. Инженеры разработали их в инициативном порядке, рассказал MASHNEWS источник в Объединённой судостроительной корпорации. ВМФ России остро нуждается в госпитальных судах (ГС), самое новое из имеющихся вступило в строй в 1990 году.
По словам собеседника издания, представленный проект — плод многомесячной работы НПКБ в интересах отечественного флота.
С учётом усиления группировки ВМФ РФ в Средиземноморье и создания пункта материально-технического обеспечения флота в Судане вероятность скорого заказа на постройку источник MASHNEWS оценил как достаточно высокую.
«В проекте универсального транспортно-госпитального судна собраны все функции, необходимые для проведения гуманитарных операций с оказанием высококлассной медицинской помощи в любом регионе нашей страны и мира, имеющим выход к морю», — рассказали конструкторы Невского ПКБ.
Инженеры бюро применили в проекте отечественные серийные решения, уже проверенные и зарекомендовавшие себя в военной технике.
Создатели УТГС заявляют о большом модернизационном запасе судна. Также его можно использовать для транспортировки десанта и обеспечения сил высадки.
Адмирал флота, экс-главком ВМФ России (2005–2007) Владимир Масорин заявил MASHNEWS, что российскому флоту нужны новые госпитальные суда. «Те корпуса (проекта 320 – ред.), которыми сейчас располагает ВМФ России, уже сильно изношены. Проектирование подобного уровня тщательно обосновывается. Нужно — значит, надо строить», — резюмировал собеседник издания.
Сейчас в составе российского ВМФ находятся три госпитальных судна из четырёх построенных в Польше корпусов проекта 320: «Свирь» на Северном флоте, «Иртыш» на Тихоокеанском и «Енисей» на Черноморском флоте. Всего планировали построить пять единиц, однако последний заказ завершить не удалось. Головное судно «Обь» списали в 1997 году.
В апреле-мае 2020 года ряд российских КБ предложили проекты госпитальных судов российскому военному ведомству. В июне того же года вопрос о закупке ГС поднял министр обороны РФ Сергей Шойгу. Тему обсудили на совещании в правительстве. При этом представители Минпромторга рекомендовали строить такие суда в России.
Проектирование новых госпитальных судов анонсировал ещё в 2016 году капитан I ранга Игорь Мосягин, начальник медслужбы ВМФ.
«Министром обороны Российской Федерации принято решение по восстановлению технической готовности (ГС проекта 320 – ред.) в ближайшие годы и строительству отечественных госпитальных судов нового проекта, но это уже более далекая перспектива», – сказал тогда Мосягин. В 2018 году он уточнил: «До 2022 года все три судна должны пройти капитальный ремонт и модернизацию и использоваться флотом как минимум до 2030 года».
За минувшие пять лет в России не заложили ни одного нового госпитального судна. При этом конструкторские бюро неоднократно выступали с инициативными проектами ГС.
СПРАВКА MASHNEWS:
УТГС — универсальное транспортно-госпитальное судно. Создаётся как многофункциональное, способно будет выполнять функции стационарного госпиталя, решать гуманитарные задачи и перевозить различную самоходную технику и другие грузы в специально оборудованных грузовых помещениях.
УГТС предлагается в нескольких вариантах — с судовым госпиталем на 500 и 1000 человек. В первом случае возможно также размещение десанта и техники в грузовых помещениях.
Водоизмещение судна — порядка 30 тыс. тонн. Площадь стационарного госпиталя — более 14 тыс. квадратных метров. Экипаж судна — 60 человек, личный состав госпиталя — 742 человека. Энергоустановка судна предполагается отечественной: 2 агрегата ДРРА-12000/2 агрегата ГЭД/2 агрегата типа «Азипод».
Госпитальное судно проекта 320 типа «Обь» может разместить 100 больных, 200 отдыхающих, в эвакуационном варианте предусмотрено 450 мест для кратковременного размещения.
Полное водоизмещение ГС проекта 320 – более 11 500 т, длина – 152,3 м, ширина – 19,4 м. Скорость – 19,8 узла, дальность плавания – 10 000 миль, автономность – 40 суток. Экипаж – 124 человека, медперсонал – 83 человека.
Дмитрий Чайка, Мария Кормашова.