На Петербургский нефтяной терминал упал беспилотник. Чем Украина ударила по Петербургу и почему удалось долететь
Впервые с начала СВО украинский беспилотник долетел до Санкт-Петербурга. Целью был нефтяной терминал, но БПЛА сбили. Власти заявили, что никто не пострадал, даже не было пожара. Местные жители вспоминают ощущения от ударной волны, а Mashnews с экспертами разбирался, что это был за БПЛА и какой путь он проделал до цели.
«Предотвратили чудовищную катастрофу»
Взрыв в небе над Петербургом был слышен около часа ночи с 17 на 18 января. Его почувствовали жители намыва Васильевского острова, что в шести километрах от Канонерского острове, где находится Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). Предположительно целью атаки был именно он.
В пресс-службе ПНТ Mashnews рассказали немного.
“На текущий момент времени можем только сообщить, что предприятие работает в штатном режиме. Никаких повреждений технологического оборудования нет. Пожара на территории предприятия не было”, - ответил на запрос ведущий менеджер по маркетингу Кирилл Котов.
Минобороны РФ сообщило о «попытке киевского режима совершить террористическую атаку» с применением двух беспилотников, один из которых был сбит в Московской области, а другой «перехвачен» над территорией Ленинградской. Обломки второго нашлись на территории Петербургского нефтяного терминала. Аэропорт Пулково ненадолго вводил план “Ковер”, запретив самолетам взлетать.
Совладелец ПНТ Михаил Скигин через прессу уже поблагодарил российские власти за работу ПВО, отметив что «это позволило предотвратить чудовищную катастрофу, результатом которой могли бы быть страшные последствия, человеческие жертвы, гигантский экологический урон Балтике».
СПРАВКА MASHNEWS
- Петербургский нефтяной терминал - один из крупнейших специализированных перегрузочных комплексов в балтийском регионе РФ с общей пропускной способностью в 12,5 млн тонн в год. Работает с 1995 года, на сегодняшний день является крупнейшей стивидорной компанией Большого порта Санкт-Петербург. Обеспечивает прием грузов по железной дороге, автотранспортом, их отгрузку на морские суда, бункеровщики и автоцистерны.
- В 2021 году стартовала реконструкция старой части терминала с общим объемом инвестиций в 15 млрд рублей.
- Выручка АО “Петербургский нефтяной терминал” в 2022 году составила 6,6 млрд рублей, чистая прибыль - 3,6 млрд рублей.
Расхождения в показаниях
Некоторые из петербуржцев, в том числе проживающие на намыве напротив Угольной гавани, где располагается ПНТ, стали невольными свидетелями произошедшего и поделились впечатлениями с Mashnews.
“Так как я из Украины, я очень хорошо знаю эти звуки. Было это примерно после полуночи, очень громкий звук, похож на взрыв. И легкая вибрация в доме, самую малость. Звук доносился издалека. Окна не дрожали, просто ощутима была волна. Даже не знаю, как это объяснить словами, как от раската грома. Мне не страшно, я слышала это много раз», - рассказала Валерия. Другие свидетели инцидента отмечают, что «бах был хороший», но проснулись от него далеко не все.
Губернатор Петербурга Александр Беглов утром 18 января сообщил, что пострадавших нет, назвав случившееся «инцидентом, произошедшим в Ленинградской области». «Первую информацию об уничтожении БПЛА получили в половине второго ночи. Ситуация находится на контроле военных и силового блока. Жертв и разрушений на территории Ленобласти нет», - доложил губернатор 47-го региона Александр Дрозденко.
Несогласованность в заявлениях официальных органов о региональной принадлежности инцидента, собеседник Mashnews из числа военных объясняет тем, что «перехват», то есть воздействие на БПЛА методами радиоэлектронной борьбы мог произойти еще в Ленобласти, а уничтожение беспилотника в результате работы РЭБ случилось уже в Петербурге.
На противоборствующей стороне, в Украине, устами “источника из ГУР (Главное управление разведки)” заявили, что попытка удара по Петербургу - спецоперация спецслужб.
Что летело и откуда
Первый вывод военных экспертов и аналитиков в разговоре с Mashnews, что атаковал Петербург БПЛА “Бобер”. Это относительно небольшой беспилотник (размах крыла 3 метра, длина 2,5 метра) способный проходить зону покрытия ПВО, меняя высоту.
Один такой БПЛА стоит около ста тысяч долларов. Он способен быть невидимым для радиолокационного обнаружения, так как выполняет автономный полет, ориентируясь по спутникам либо по заранее спланированному маршруту.
Весит этот аппарат 150 килограммов и дополнительно может нести “полезную нагрузку” (так обозначают взрывчатку) весом до 20 килограммов. Самое главное - он может преодолеть до тысячи километров.
Согласно заявлениям ГУР Украины, он пролетел порядка 850 километров. Ближайший “соратник” “Бобра” - UJ-22 Airborne, но его максимальная дальность в автономном полете - 800 километров.
Однако по данным Shot, размах крыла беспилотника, упавшего на территории ПНТ, шесть метров, а двигатель поршневой. “Бобер” также обладает поршневым двигателем внутреннего сгорания, но размах крыла - три метра. Шесть метров и такой же двигатель, например, у российского БПЛА ZALA. Не хочется думать, что Россию атаковал “трофейный” российский БПЛА, поэтому, предположительно, у “Бобра” был увеличен размах крыла.
Кроме того, для маскировки мог быть использован, например, корпус Орлана-10, которые ВСУ захватили в Харьковской области.
Вероятнее всего, БПЛА был запущен с границы в Черниговской области. Он преодолел Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области.
Военные эксперты говорят, что логику, по которой работает ПВО, понять не всегда просто. Ответить на вопрос, почему в каждой из этих областей не смогли сбить беспилотник, зависит от множества факторов.
Одно из самых логичных объяснений - безопасность в небе. Беспилотник вели и передавали информацию о нем по цепочке, выбирая место, где его можно безопасно сбить, не подвергая опасности гражданские самолеты и населенные пункты.
Ранее в оперативных сводках
На Северо-Запад России украинские беспилотники залетают редко, от этого их прилеты становятся более медийными.
Крупнейшие налеты были летом 2023-го года на Псковскую и Новгородскую области.
В Пскове атаковали аэродром совместного базирования гражданской и военной авиации Кресты. В той атаке были повреждены четыре транспортных Ил-76. Действия ПВО были неэффективными: она начала работать после нескольких взрывов. По сообщениям очевидцев, сбивать дроны пытались с помощью стрелкового оружия, что бесполезно.Очевидно, в Крестах,не ждали атаки.
Второй громкий случай произошел на аэродроме Сольцы в Новгородской области. Там базировались учебные стратегические бомбардировщики Ту-22М3. Кроме того, взлетно-посадочной полосой в Сольцах пользовались “первые лица”, когда целью их визита был Великий Новгород (в самом городе аэропорта нет).
В обоих случаях фигурировали как “Бобер”, так и UJ-22. Тогда расстояние до границ с Украиной позволяло использовать второй вариант.
Михаил Грачев, Олег Дилимбетов