Китайские грузовики потеснили "Уралы". Но "Газель" должна устоять
Седельные тягачи и самосвалы из КНР завоёвывают российский рынок. Уже несколько месяцев они лидируют в списках продаж. Одни эксперты видят в этом только плюсы, другие — минусы.
Китайская экспансия
Китайский седельный тягач Sitrak C7H занял первое место по продажам в январе 2023 года. Второе место также досталось китайской модели — самосвалу Shacman SX3258. Отечественный самосвал KAMAЗ-65115 занял третью строчку. Это данные «Национального агентства промышленной информации» (НАПИ).
При этом год назад — в январе 2022 года — ни один китайский грузовик в десятку лидеров не входил. Тогда в этом списке присутствовал российский «Урал».
Среднетоннажный Gaz Gazon Next место в десятке сохранил.
Эта тенденция наметилась ещё в ноябре 2022 года. Тогда самыми популярными грузовыми автомобилями в России впервые стали китайские, сообщает агентство «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг»).
Ниша, которую сейчас занимает китайская техника, освободилась, после того как в апреле 2022 года Евросоюз ввёл запрет на экспорт в Россию грузовых автомобилей и спецтехники.
Ещё недавно КАМАЗ был в лидерах
© Пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
В 2022 году в России было куплено 84,2 тыс. новых грузовых автомобилей, это на 15,6% меньше, чем годом раньше. Речь идёт о среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиках, т.е. полной массой более 3,5 т.
По итогам года лидером российского рынка грузовиков, как подсчитало агентство «ППК», остался KAMAЗ, на долю которого в 2022 году пришлось 37,41%. В количественном выражении это 31,5 тыс. автомобилей — на 11,8% меньше, чем в 2021 году.
При этом в рейтинге продаж по итогам 2022 года присутствуют сразу пять китайских производителей.
Тенденцию подтверждает статистика февраля 2023 года. Согласно данным ППК, на шестой неделе (с 6 по 12 февраля) отечественный КАМАЗ впервые не попал в ТОП-3 модельного рейтинга на рынке новых грузовых автомобилей. Седьмая неделя (с 13 по 19 февраля) опять показала растущую долю китайских грузовых брендов на российском рынке.
Китайская компания Sitrak появилась на российском рынке в прошлом году и сразу сумела продать почти 3,5 тыс. седельных тягачей модели С7Н. В январе 2023 года она уже возглавила десятку продаваемых моделей, отправив покупателям 1 тыс. штук за месяц. Техника под брендом Sitrak производится компанией Sinotruk, входящей в госкорпорацию CNHTC. Грузовики выпускаются по лицензионным технологиям концерна MAN.
Надёжные самосвалы от достойных партнёров
Китайских грузовиков на российском рынке, действительно, много, подтвердил MASHNEWS председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.
«Очень востребованы надёжные самосвалы. Но также на наш рынок стремительно входят седельные тягачи. Китайская техника доказала свою способность достаточно уверенно работать на нашем рынке. Что касается качества, то в нашей среде сарафанное радио работает хорошо. Те, кто первым купил эти машины, распространили позитивную информацию о седельных тягачах среди своих товарищей. Эти машины конкурентны не только в техническом плане, но и в ценовом, поэтому они и востребованы. А что сейчас ещё можно купить? Европа нам ничего предложить не может. А если может, то это какие-то »серые« схемы, завозы через »заднее крыльцо«. Запчастей нет, ждать их можно достаточно долго. Лучше уж покупать китайские оригинальные запчасти для их машин, чем китайские неоригинальные для европейских. Да и спроса на грузовики по параллельному импорту нет. Если бы был, то привозили бы, что хотите, но за такие деньги? Зачем?» — объясняет Котов.
Усиление китайских позиций не пугает лидера профсоюза.
«Они достойные партнёры, техника у них с каждым днём всё надёжнее и надёжнее. Вперёд они шагают семимильными шагами», — объяснил Котов.
Некоторые опасения
Exkavator.ru
То, что китайские грузовики в прошлом году ворвались на российский рынок, — однозначно не очень хорошая тенденция, сказал в разговоре с MASHNEWS директор исследовательской компании «ID-Marketing» Андрей Ловков.
«Объёмы их производства позволяют буквально наводнить наш рынок своей техникой, а мы уже не сможем потом от неё отказаться. С китайцами мы ругаться, сами понимаете, не можем, и палки в колёса — в виде заградительных пошлин — ставить не будем. А они пришли и заместили грузовики, легковые автомобили, спецтехнику. При этом им не пришлось дополнительно ничего у себя строить, они просто перераспределили свои потоки. Причём за последние три года цена на грузовики практически не менялась. Но с началом СВО пошли большие объёмы, и цена, по крайней мере, на таможне снизилась процентов на десять, а на некоторые позиции даже на 20%. То есть они зашли не только количественно, они ещё и ценой смогли это дело обыграть», — объясняет Ловков.
При этом он не думает, что Россия превратится в «китайский гараж».
«У наших компаний будет какая-то доля, но шанс занять большие объёмы рынка, мне кажется, уже немного упущен», — считает эксперт.
Когда масса товара одного назначения идёт из одной конкретной страны, конечно, есть опасность попасть в зависимость от неё. Существует принцип — не класть все яйца в одну корзину и не быть связанным только с одним поставщиком, сказал MASHNEWS доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин.
«А вдруг у нас с Китаем будут напряжённые отношения и по щелчку пальцев мы останемся без запчастей? Это возможно, хотя не думаю, что возникнет такой крайний вариант. Китайцы очень опытные, умелые, они тысячелетия уже торгуют и прекрасно понимают, что чем более зависим от них покупатель, тем проще с ним вести переговоры и выторговывать более выгодные для себя условия. Ничего в этом плохого нет с точки зрения торговли. Они просто работают для себя, а не для нас. Определённая опасность есть, но меня больше беспокоит общий уровень качества китайских грузовиков», — добавил Капусткин.
«Газель» своего не упустит
© «Группа ГАЗ»
Сейчас запросы на маркетинговые исследования поступают только от китайских брендов, и ближайшие два-три года мы будем жить в их парадигме, говорит генеральный директор компании «Грифон-Эксперт» Александр Петренко.
«Ещё в 2003 году на фокус-группах все смеялись по поводу корейских автомобилей. Мол, такого не может быть, никогда владелец Volkswagen не купит Kia или Hyundai. Сейчас то же самое. Смеются пока ещё над китайцами, но будущее российского рынка, по крайней мере легковых автомобилей, за ними», — сказал MASHNEWS Петренко.
«Что касается грузовиков, то, думаю, здесь ситуация глобально не изменится. Всё равно КАМАЗ и »Группа ГАЗ« не упустят своего шанса. В сегменте пятитонников китайцы, наверное, будут преобладать. Но в нише LCV сейчас у »Газель NN« и »Соболь NN« конкурентов почти нет, также среди тяжёлых грузовиков и тягачей лидерство будет за КАМАЗом, УРАЛом и МАЗом», — уверен Петренко.
СПРАВКА MASHNEWS:
Доля Китая в импорте в Россию уже больше 30%, сообщила в интервью MASHNEWS профессор Наталья Зубаревич. Китайские тракторы заполняют российский рынок, писали мы в декабре.