09 декабря 2022 09:48
читать 10 минут

Китайские тракторы могут занять 20% рынка в России

Китайские тракторы заполняют российский рынок. Сельскохозяйственные предприятия не уверены, что это хорошая замена технике ушедших из России западных корпораций. Отечественные производители готовы занять рынок, но опять нужны деньги из федерального бюджета.

Запчасти в дефиците

Сельскохозяйственная техника в 2023 году подорожает, потому что её будет не хватать на внутреннем рынке, считают продавцы и покупатели сельхозтехники. Они также советуют закупать комплектующие до конца этого года.

Дефицит запчастей на рынке сельхозтехники проявит себя в полной мере в следующем году. Особенно остро стоит проблема с оригинальными запчастями на импортную сельхозтехнику. В целом ситуация может стабилизироваться в течение двух-трёх лет. Об этом рассказал Михаил Мизин, член правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД», выступая 8 декабря на онлайн-конференции «Прогноз погоды», организованной The DairyNews и Центром изучения молочного рынка.

Нехватка сельхозтехники и запчастей к ней возникла в связи с уходом из России иностранных производителей: Claas, John Deere, New Holland, Deutz Fahr и других. Эти корпорации прекратили поставку в Россию и техники, и запчастей. Они занимали не менее 50% российского рынка.

Правда, небольшие производители, например из Германии, ищут возможности поставок своей продукции в Россию. Положительным моментом можно назвать то, что некоторые компоненты для сельхозтехники уже выведены из-под санкций, поскольку удалось доказать отсутствие у них двойного назначения, отметил Михаил Мизин.

Частично закрыть вопрос с дефицитом техники может параллельный импорт и выход на российский рынок китайских производителей, они смогут занять на нём какую-то долю, ориентировочно не более 20%, считает эксперт.

Чем Китай поможет


Однако китайские производители не делают мощные тракторы, производства которых в России практически нет (этим занимаются только Петербургский тракторный завод и ГК «Ростсельмаш»). Китай поставляет в Россию лишь тракторы средней и малой мощности.

Ещё одна проблема заключается в том, что бренды из Китая заходят на наш рынок в ускоренном темпе, что может привести к нехватке запчастей и некоторым трудностям с обслуживанием техники.

«Кроме того, в России, Китае и Турции слишком разные почвенно-климатические условия, поэтому пока нельзя утверждать, что китайская и турецкая техника будет прекрасно работать в России», — отмечает Михаил Мизин.

Некоторые сельхозпроизводители, кстати, не слишком радуются тому, что в Россию хлынул импорт техники из дружественных стран. «Действительно, сейчас на российском рынке активно продаётся сельхозтехника, тракторы из Китая и Ирана. Но не получается ли, что мы пересаживаемся с одной иглы зависимости на другую?» — говорит один из участников рынка.

Окно возможностей


В этой ситуации у российских производителей есть возможность увеличить своё присутствие на рынке. Однако не всё так просто. Некоторые российские заводы производят сельхозтехнику из западных комплектующих и из-за санкций заметно снизили объёмы производства. Тем не менее, по данным профильной ассоциации «Росспецмаш», за 10 месяцев 2022 года производство российской сельхозтехники увеличилось на 12%, превысив объём в 200 млрд рублей. Доля отечественной продукции с начала года на внутреннем рынке выросла с 50 до 60%.

«Российские машиностроители закрывают практически все потребности аграриев в России. Исключение составляют тракторы тяговых классов 1,4 и 2, но они выпускаются в достаточных объёмах в Белоруссии и беспрепятственно поставляются в Россию. Кроме того, российские производители работают над тем, чтобы организовать выпуск тракторов этой мощности на территории нашей страны», — успокоили MASHNEWS в Росспецмаше.

Так, завод «Ростсельмаш» из Ростова-на-Дону объявил о создании нового тракторного завода полного производственного цикла с привлечением займа Фонда развития промышленности (ФРП). Общий объём инвестиций составит 8 млрд рублей. Как сообщили MASHNEWS в пресс-службе ФРП, завод мощностью до 5 тыс. машин в год станет первым предприятием в России, выпускающим полный модельный ряд тракторов от 170 л.с. до 600+ л.с. с шарнирно-сочлененной и классической рамой, на гусеничном ходу. Здесь же будут делать различные виды погрузчиков. Обещают, что около 80% компонентов будут российскими.

Наращивает объёмы продаж Петербургский тракторный завод, входящий в ГК «Кировский завод». За 10 месяцев 2022 года он произвёл 3,3 тыс. тракторов для сельхозклиентов, это на 34% выше аналогичного показателя прошлого года. Ранее председатель совета директоров ГК «Кировский завод» Георгий Семененко предполагал, что в 2022 году удастся произвести 4,2–4,3 тыс. машин, что примерно на треть больше, чем в 2021 году.

Сельхозпроизводители отмечают, что тракторы производства Петербургского тракторного завода и Ростсельмаша действительно неплохи по качеству. Например, об этом говорят представители холдинга «Агросила». Однако по другим позициям отечественная техника часто проигрывает импортной.

«Мы приобрели российский трактор. Он проработал чуть более 120 часов, а потом просто сгорел. Чего не бывает с иностранными машинами — они работают достаточно долго», — поделился один из производителей сельхозпродукции.

Кроме того, российские тракторы заметно уступают иностранным по функциональности и возможности выполнять различные задачи.

«В России ещё нет отечественных аналогов тракторам средней мощности (от 200 л.с.) с передним валом отбора мощности. Перейти на российскую продукцию в этом сегменте пока невозможно», — говорит генеральный директор АО «Гатчинское» Александр Лебедев.

Мухажир Этуев, генеральный директор «Приневского», рассказал, что компания в основном использует импортную технику, особенно для уборки овощей, картофеля и зерновых.

«Импортные машины убирают урожай лучше, они мощнее, и выработка у них эффективней, чем у российских аналогов. Из отечественной техники мы активно приобретаем грузовики. Вместе с тем мы готовы рассматривать любые предложения о сотрудничестве с отечественными машиностроителями», — добавил он.

Для увеличения доли нужна поддержка

Представители ассоциаций считают, что у отечественных машиностроителей есть все шансы для дальнейшего увеличения доли рынка. Так, Михаил Мизин считает, что в ближайшие несколько лет российские компании смогут наладить производство простых, а потом и более сложных комплектующих. В Росспецмаше уверены, что при увеличении господдержки у отечественных промышленников всё получится.

«Основной механизм господдержки сельхозмашиностроения — предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках реализации постановления правительства РФ №1432 от 27 декабря 2012 года. Программа позволяет аграриям приобретать сельхозтехнику со скидкой», — пояснили в Росспецмаше.

Финансирование программы субсидирования по постановлению №1432 составит в 2023 году лишь 2 млрд рублей, этого не хватит даже на то, чтобы полностью поддержать спрос на прицепную и навесную технику. По оценкам Росспецмаша, до 2030 года для эффективной работы программы на её финансирование необходимо выделять не менее 15 млрд рублей в год. При этом нужно предусмотреть предоставление средств в соответствии с фактической потребностью предприятий, добавили в ассоциации.

Также необходимо запустить механизм предоставления производителям грантов на развитие выпуска комплектующих для сельхозтехники. Тут необходимо финансирование из федерального бюджета в 2022–2026 годах в размере 10 млрд рублей ежегодно, заключают в Росспецмаше.

Екатерина Миронова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: