KIA собирает знаки. Корейский автогигант усилил охрану своих брендов в России
Kia Motors Corporation усилила активность в сфере охраны своей интеллектуальной собственности на территории РФ. С февраля 2022 года компания подала 64 заявки на регистрацию товарных знаков, в которых в различных вариантах написания присутствует название «KIA». Сейчас компания добивается охраны для бренда в смежных видах деятельности. С чем связан этот процесс, выяснял Mashnews.
Обосновали известностью
12 февраля 2024 года Суд по интеллектуальным правам удовлетворил иск Kia Motors Corporation по снятию охраны с товарного знака KIA, принадлежавшего по 37-му классу МКТУ ООО «Витесс Русс». 37-й класс МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) включает в себя все работы, так или иначе связанные с ремонтом, в том числе и автомобилей.
Свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, принадлежавшего «Витесс Русс», как следует из материалов дела, Kia Motors Corporation объяснила тем, что она - всемирная известная корейская технологическая компания.
«На территории Российской Федерации истец приобрел известность как производитель автомобилей, выпускавшихся в Российской Федерации с 2005 года на заводе «ИжАвто»… истец представил информацию о своей деятельности по выпуску и ремонту автомобилей со своего интернет-сайта», - говорится в решении суда.
Долгие споры
Судебное разбирательство длилось с 2019 года. Изначально Kia Motors Corporation подавала иск к другой иностранной компании - Kia Far East Limited. Эта компания зарегистрирована в Гонконге, и, судя по сертификатам, поставляет в Россию различную технику, например, машинки для стрижки волос. Товарный знак KIA, как следует из его карточки на сайте Федерального института промышленной собственности, эта компания оформила еще в 2004 году для шести классов МКТУ (знак оформлен на машины и оборудование, орудия и инструменты, научные приборы и инструменты, устройства и установки для освещения, а также на благородные металлы и их сплавы). Срок действия — до 29 июня 2024 года. Относительно класса 37 указано, что охрана распространяется как на услуги по строительным работам, так и на ремонт всех изделий по другим пяти классам.
В декабре 2021 года Kia Far East Limited передала права на товарный знак «Витесс Рус». В марте 2023 года Kia Motors Corporation добилась того, чтобы «Витесс Рус» лишилась охраны знака по классу 7, то есть, в части производства машин, и вот сейчас суд выносит решение, снимающее охрану с ремонтных услуг.
Как следует из базы данных Роспатента, у Kia Motors Corporation есть 12 товарных знаков в различном написании по коду 37. Заявки на регистрацию трех из них поданы после февраля 2022 года.
Ремонт, которого не было
Практика, когда по иску компаний досрочно прекращается охрана товарных знаков, достаточно распространена. Чаще всего охрану товарного знака прекращают, если правообладатель его не использует по назначению. Mashnews подробно разбирал такие ситуации на примере кондитерского бренда «Шармель» и моделей общественного транспорта.
Юристы, представляющие в России интересы Kia Motors Corporation, пошли по тому же пути — вначале они обратились к самому правообладателю. Бывает такое, что владелец товарного знака не возражает против регистрации аналогичного знака или добровольно отказывается от каких-либо кодов МКТУ. Так было, например, у Выкскунского металлургического завода, который получил согласие от немецкого производителя Guhring KG согласие на регистрацию товарного знака OMK SIRIUS.
Однако «Витесс Рус» в досудебном порядке от знака не отказался, но и в арбитраж не представил доказательств того, что под брендом KIA ведет какие-либо ремонтные работы. На этом основании Суд по интеллектуальным правам и удовлетворил иск корейского производителя.
Ходили слухи, что KIA ушла. Но это не так
Kia Motors Corporation, вопреки слухам, продолжает свою деятельность в России. Официальных заявлений на этот счет компания не публиковала, но осенью прошлого года, когда ряд Telegram-каналов сообщили, что KIA покидает российский рынок вместе с Hyundai, эту информацию опровергли СМИ со ссылкой на дилерские центры концернов, которые продолжают работу.
Дилерские центры в обычном режиме функционируют и сейчас. У российского представительства KIA - в отличие от другие ушедших из страны автопроизводителей - продолжает обновляться официальный сайт, работает бот службы поддержки.
«KIA, наверно, одна из самых активных за последние годы в деле защиты собственного товарного знака. Больше того, часто претензии от представителей правообладателя шли на защиту привычного нам графического изображения просто трех букв «киа», которые правообладатель мог найти в любом месте на любом сайте», - рассказал Mashnews заместитель генерального директора ЕвроАвто, член правления Союза Автосервисов Илья Плисов.
Сейчас в общей сложности у KIA более 200 товарных знаков. Компания работает на российском рынке с 1992 года, первый товарный знак был зарегистрирован в марте 1994 года.
Причем, за первые 20 лет в России, до 1 января 2012 года, компания зарегистрировала 15 товарных знаков. К 1 января 2020 года число поданных заявок выросло до 52. Т.е. более 150 заявок корейский автоконцерн подал за последние четыре года.
Рассуждая о причинах такой активности, Плисов предположил, что речь может идти о политике самой компании в сфере защиты интеллектуальной собственности.
«Также это может говорить о том, что корейские компании, и в их числе KIA, приняли решение более активно действовать на территории Российской Федерации, чего бы это ни касалось», - отметил эксперт.
Официальные дилеры под брендом KIA, подчеркнул Илья Плисов, в России продолжают работать.
Фирменные сервисы автопроизводителей — конкурентное преимущество. Приводя в пример китайские автомобили, Плисов рассказал, что своих брендированных автосервисов у производителей из КНР пока нет. «Автопроизводитель заботится лишь о том, чтобы у дилера была возможность купить запчасти напрямую и получить ремонтную техническую документацию из рук производителя», - объяснил Плисов.
Некогда ждать
Решение суда о прекращении охраны товарного знака по классу 37 принято за четыре месяца до того, как срок истек бы естественным путем. Зачем потребовалась судебная тяжба, спросил Mashnews у партнера адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Кирилла Рубальского.
«Продлевать срок правовой охраны товарного знака можно неограниченное количество раз, поэтому формальное истечение данного срока в какой-то момент в будущем не означает, что правообладатель автоматически лишается его правовой охраны», - объяснил Рубальский. Он отметил, что иски KIA подавал, когда до истечения срока действия знаков было еще далеко.
Южнокорейское подданство Kia Motors Corporation никак на ситуацию с ее товарными знаками не влияет подчеркнул Рубальский. «Никаких нюансов здесь по закону нет. На практике российские суды в настоящее время также никак не ущемляют иностранных правообладателей в сравнении с российскими», - отметил Рубальский.
Mashnews поинтересовался у российского представительства KIA, с чем может быть связана активность по охране интеллектуальной собственности. На момент публикации материала, ответ получен не был.