К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Минпромторг подготовил проект поправок в государственную программу РФ «Развитие авиационной промышленности». В 2024-2030 годах гражданская авиация России должна получить 990 самолетов, сказано в документе. Эксперты прокомментировали реальность этих планов.
Чуть меньше тысячи
Поправки в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности» размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас документ находится на стадии антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с обновленной программой в 2024 - 2030 годы авиационная промышленность должна поставить для нужд гражданской авиации 990 самолетов, в том числе:
142 единицы SSJ-NEW,
270 единиц МС-21,
51 единица Ил-114-300,
113 единиц Ту-214,
12 единиц Ил-96-300,
105 единиц «Ладога» (ТВРС-44),
158 единиц «Освей» (ЛМС-192),
139 единиц «Байкал» (ЛМС-901).
Сенсаций в этих цифрах нет – такие же в январе 2024 года называл премьер-министр Михаил Мишустин. До этого – в декабре 2023 года - президент РФ Владимир Путин говорил о 1000 самолетов, но это, вероятно, округление 990 до тысячи.
Больше половины из заявленного количества (588) должны выпустить «Ростех» - его предприятия производят Superjet, МС-21, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114-300.
Самый крупное, не связанное с «Ростехом» предприятие, - Уральский завод гражданской авиации. Он должен выпускать «Ладоги» (на замену Ан-24) и «Байкалы» (на замену Ан-2).
В итоге к 2030 году в парках крупнейших российских авиаперевозчиков должно быть не менее 50% самолетов российского производства и 90% отечественных вертолетов.
СПРАВКА MASHNEWS
- Из документов Минпроторга следует, что в 2023 году предприятия-участники госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» поставили на внутренний и внешний рынок 81 самолет (в том числе 5 гражданских), 243 вертолета (в том числе 83 гражданских) и 1018 авиационных двигателей.
- Авиационная промышленность дает стране 215 тысяч рабочих мест без учета смежных отраслей экономики и 0,3% ВВП.
Планы - реальны
Это уже третья редакция госпрограммы, поправки в нее вносятся по мере изменения планов авиапромышленности, рассказал Mashnews главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.
«Речь идет о комплексной программе развития авиационной промышленности, это живой документ, это не первая его редакция, вроде она третья, если я не ошибаюсь, и она каждый раз корректируются с учетом планов промышленности по импортозамещению и планов по срокам завершения испытаний самолетных двигателей и других частей», - говорит Гусаров.
На взгляд Гусарова, данные по выпуску самолетов полностью адекватны ситуации в российской авиационной промышленности. «В частности, на 2025 год планируется начало поставок МС-21, на 2026 – Superjer 100», – сказал он.
Авиастроение в России живет в суровых условиях фактически закрытого импорта откуда бы то ни было, отметил Гусаров.
«Для производства этих авиационных систем не используются компоненты из недружественных стран, а дружественные страны нам почти ничего предложить не могут. За минувшие лет 15 правительство и «Ростех» провели большую работу по модернизации производств, и сегодня на многих авиапредприятиях стоят новые станки и подготовлен персонал. Так что мы уже на финишной прямой к созданию независимой авиапромышленности», – говорит эксперт.
Этот путь был полон трудностей, в частности, санкции затруднили разработку самолета МС-21. «В 2019 году ввели санкции на «черное крыло», то есть композитное крыло для МС-21, тогда у нас были технологии, но материалы мы закупали. За два года мы создали свои материалы, произвели и испытали крыло. Потом, в 2022 году ввели тотальные санкции и на все импортные комплектующие для МС-21, теперь они недоступны. Однако в России уже создан свой авиадвигатель ПД-14, полностью свое «черное крыло» и все основные компоненты для МС-21 у нас есть», – говорит главный редактор портала Авиа.ру.
Китай отстает на десятилетия
Но впереди еще много проблем, теперь надо разработать сопутствующие компоненты для производства самолетов. Для проекта МС-21 разработчиками всех систем являются российские компании, но им вначале разрешили использовать импортные комплектующие. Так, например, концерн КРЭТ разработал авионику МС-21, но в ее производстве использовали примерно половину импортных деталей.
В этой связи Гусаров напомнил о серии тендеров на разработку микроэлектроники, которые в мае объявил Минпромторг.
Эксперт считает, что если тендеры объявили, это значит, что у производителей уже есть готовые наработки, которые они могут предоставить на конкурс или адаптировать под его условия.
В России микроэлектроника производится в основном под оборонные цели для космоса и авиации, но это несколько другие компоненты, к ним предъявляются очень высокие требования, производство мелкосерийное, потому они дорогие, но они в России есть, объясняет Гусаров. Например, в двигателе ПД-14 стоит блок управления - и там все отечественное с очень жесткой системой приемки.
«Чтобы перенести технологии на гражданскую сферу, надо удешевлять производство, расширять его серийность. При этом для гражданских самолетов требования очень высокие, так как ракета летает один раз, а самолет должен летать 20 лет. В этой области на фоне санкций у России нет помощников, Китаю до этих технологий еще далеко, в авиации они отстают от России на десятилетия», – полагает Гусаров.
Нерешенные проблемы
Другая проблема с МС-21 – незавершенность сертификации самолета с двигателями ПД-14, напомнил основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
«Это [сертификация], по словам Дениса Мантурова, тогда еще министра промышленности и торговли, должно произойти до конца текущего года. Ту-214 в принципе готов к производству, но как выяснилось, часть компонентов также нужно импортозамещать, в частности, аварийно-спасательное оборудование. Но в целом Ту-214 ближе всего к серийному производству, потому что он уже сертифицирован, под него уже начали готовить экипажи и бортинженеров», - говорит он.
Главная же проблема авиаотрасли – нехватка персонала, которую невозможно решить быстро, а подготовка кадров займет минимум 10 лет, полагает Шатилин.
«Если вы сейчас какого-то школьника привлекли в кружок авиамоделирования, то ему нужно закончить школу, поступить в профильный вуз, закончить его, пройти практику на предприятии – то есть только лет через десять от него будет какая-то польза. То есть если сейчас 2024 год, то эти люди появятся на производстве не ранее 2034 года, а почти тысячу самолетов надо произвести к 2030 году», – заключил он.
Дальний Восток и Кавказ – в приоритете
Отдельно в проект программу развития авиапромышленности записано в качестве приоритета создание конкурентоспособной авиационной промышленности на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.
Сейчас на Дальнем Востоке авиационная промышленность представлена в 4-х субъектах РФ (Хабаровский край, Приморский край, Забайкальский край и Республика Бурятия). На Северном Кавказе в 2-х субъектах РФ (Дагестан и Карачаево-Черкесия) работают 4 авиационных завода.
Программы говорит о необходимости:
- обеспечить полной загрузкой авиационные предприятия Дальнего Востока и Северного Кавказа,
- модернизировать эти заводы с помощью субсидий;
- продвигать на внутренние и внешние рынки продукцию, произведенную предприятиями
авиационной промышленности на территориях Дальневосточного федерального округа
и Северо-Кавказского федерального округа.