Во вторник, 30 марта, состоится второй полёт лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Так в ПАО "Ил" отметят 127-летие со дня рождения авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Историк авиации Николай Бодрихин рассказал корреспондентам MASHNEWS, как долго строят современные самолёты и часто ли возникают проблемы с перегрузом.

Фото Сергея Пугачёва
Испытания пройдут на аэродроме Воронежского авиационного завода (ПАО "ВАСО"), где, как выяснили ранее журналисты MASHNEWS, 19 марта была выполнена гонка двигателей (контрольное опробование силовых установок) первого опытного образца с последующими пробежками по взлётно-посадочной полосе.
В ходе первого лётного теста в марте 2019 года стало известно, что масса самолёта слишком велика (превышена на 2 т). Снижать её решили за счёт облегчённых мотогондол, обтекателей шасси и др. Тесты в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-106 показали, что изменения не повлияли на прочность Ил-112В.
По этому поводу журналисты MASHNEWS взяли комментарий у историка авиации Николая Георгиевича Бодрихина.
— Николай Георгиевич, как Вы считаете, что стало причиной столь длительного перерыва между первым и вторым полётом Ил-112В?
— Думаю, прежде всего, недостаточное финансирование.
— Сколько, в среднем, занимает времени создание современных самолётов?
— Трудно сказать, сколько занимает создание самолёта с нуля. Обычно используют старые плазы (плаз — чертёж узла или части авиационной техники, выполненный на фанере, металле или пластмассе в натуральную величину, ред.), хотя бы частично. В целом, наверное — от полугода. Но, если будет хорошее финансирование, максимально хорошее, то можно и за 3 месяца управиться, но в реальности это едва ли возможно.
— Превышение веса при конструировании самолёта — частая проблема?
— Да, это бывает сплошь и рядом. Со всеми "историческими самолётами" (во время Великой Отечественной войны и позднее). Заказчики постоянно просят всё новые и новые функции, да и сами конструкторы хотят сделать побольше пассажирских мест. "Комета 1", которая была первым в мире коммерческим реактивным авиалайнером, имела вес в полтора раза меньше, чем "Комета 4", которая встала на крыло и исправно летала (самолёт имел те же размеры, что и предыдущие версии "Комет", но был значительно тяжелее, его оснастили более мощными двигателями, также эта версия самолёта вмещала больше топлива, ред.). А "Комета 1" была неудачная, но имела вес в полтора раза меньше. В полтора раза, только представьте! Это уже другой класс машины!
Перегруз — это постоянная, неизбывная проблема, из области психологии.
— Спасибо, Николай Георгиевич. Совсем скоро мы узнаем, как справились ильюшинцы со снижением массы.
СПРАВКА MASHNEWS:
Лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В — первое грузовое воздушное судно, разработанное в России с нуля в постсоветское время. Создан заменить устаревающий Ан-26.
Среди достоинств Ил-112В — топливная эффективность (которая в 2,5-3 раза выше, чем у Ан-26 и Ан-24) и оперативность погрузки и разгрузки, благодаря рамповой системе в хвостовой части (что выгодно отличает его от Ан-140). Ил-112В сможет заходить на посадку на аэродромы, соответствующие минимуму II категории ИКАО (допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 60 м над ВПП, но не ниже 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м) в автоматическом режиме. Предусмотрен ручной заход на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы, включая ВПП с грунтовым покрытием.