Hyundai вернется – но неофициально. Каким окажется будущее петербургского автозавода
Петербургский завод «АГР» начал собирать по тысяче автомобилей марки Jaecoo в месяц. Но с этим брендом будущее предприятия не связано, считают в экспертном сообществе: все ждут решения корпорации Hyundai, которой ранее принадлежал завод. Она сохраняет право на его обратный выкуп.

Осень – час Икс
Бывший завод Hyundai, ныне – АГР, определенно чувствует себя лучше, чем территориально родственный ему «Автомобильный завод Санкт-Петербург». Запущен новый, собственный бренд Tenet (под которым, впрочем, будут выпускаться старые и хорошо знакомые автомобили Chery), продолжается сборка машинокомплектов Kia и Hyundai под маркой «Солярис». Помимо этого, количество собираемых на заводе «АГР» автомобилей марки Jaecoo достигло 1000 единиц в месяц (об этом 28 апреля сообщил канал «Первый технический»).
Одним словом, завод обходится без простоев и продолжает работать, однако существует при этом в условиях полной неопределенности, и в течение ближайшего полугода его судьба должна решиться окончательно: осенью для корейской стороны истекает срок опциона выкупа предприятия (ранее оно принадлежало концерну Kia/Hyundai). И не исключено, что «АГР» к этому моменту придется полностью переформатировать свою деятельность.
Альтернативные пути развития
«История с «Солярисом» должна закончиться сама собой – очень скоро у них уже не будет машинокомплектов, из которых можно собирать автомобили», - говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. Mashnews писал об этом еще в апреле прошлого года, предрекая новому бренду недолгую жизнь.
Тем более, что продажи не назвать феноменальными: когда-то Solaris был самой доступной иномаркой в России, отчего и пользовался бешеным успехом, но сейчас ситуация другая.
«По 3 млн эти «Креты», ну кому они нужны? «Солярисы» по 2 млн. Сомнительный продукт. С одной стороны, машина хорошая, с другой стороны, ее стоимость, мягко говоря, негуманная», - сетует автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
В «АГР» все это прекрасно понимают. И, по всей видимости, на заводе с самого начала разрабатывали альтернативные варианты развития. Одним из них оказался запуск бренда Tenet, будущее которого, впрочем, тоже весьма туманное. В случае недостаточно хорошего маркетинга и завышенных цен он рискует повторить судьбу петербургского же «Эксайта», который оказался лидером по «провальности» среди всех «новых российских автомарок».
В Hyundai не стали повторять сценарий Renault
Самый благоприятный вариант для всех, включая покупателей, – возвращение Hyundai в Россию. И такой сценарий, с учетом текущих геополитических реалий, только на первый взгляд кажется фантастическим. Потому что совершенно необязательно возвращаться громко, с помпой, да и вообще – официально. Можно сделать это тихо и незаметно.
«Что касается возврата корейцев, я к этому отношусь крайне скептически. Мы прекрасно понимаем, что Южная Корея, также, как и Япония, страна абсолютно подневольная – они ушли, потому что так сказали в Вашингтоне», - уверен Максим Ракитин. Однако тут есть одно важное «но». Есть вероятность, что Hyundai до сих пор выступает технологическим партнером «АГР», отмечает собеседник Mashnews, и будет им выступать впредь.
«Они могли бы поступить как Renault, которые ввели полный запрет на все, и автомобили, которые уже были произведены, отправились на переработку. То есть мы либо имеем дело с двойными стандартами, либо с каким-то «пофигизмом» со стороны Hyundai, и я склонен считать, что дело все же, скорее, в двойных стандартах, - говорит Максим Ракитин. - Деньги зарабатывать любят все, и неважно, речь о токсичном активе или не токсичном. За два года корейская сторона не сказала ни слова – если бы они хотели, то все «Солярисы» пошли бы под нож, как это произошло с Renault. Однако этого не произошло».
Двойные стандарты как благо
Вопрос только во времени, считает Артем Зайцев: «Как только политическая обстановка сбалансируется, начнут открываться порталы. Пусть в Kia официально заявляют, что никаких возвращений не будет, как только появится возможность делать бизнес, бизнес они будут делать. Для корейцев Россия была одним из ключевых рынков».
Нынешнее положение дел эксперты считают временным, или «антикризисным». Тысяча собранных в месяц автомобилей Jaecoo – число совершенно мизерное, и на рынок никак не влияет, появление огромного количества марок также не ведет к достаточному наполнению рынка. Нужны стабильные и массовые проекты, а у китайских автопроизводителей, кроме Great Wall, как видно, к ним интереса нет.
Однако интерес по-прежнему сохраняется у Hyundai. Было бы слишком оптимистичным предполагать, что ситуация с санкциями кардинально изменится до осени. Поэтому существует обходной вариант: продолжать «невидимое» сотрудничество с петербургским автозаводом, исключив таким образом проблему с недостатком компонентов в дальнейшем. «Солярисы» будут по-прежнему выпускаться, заняв пусть небольшой, но все же свой, почти безальтернативный сегмент рынка, а корейский концерн – получать пусть и меньшую, но все же прибыль от такой коллаборации. И эта ситуация может сохраняться долгие годы, пока, наконец, что-то не изменится глобально. Но это уже зависит не от «АГР» и не от Hyundai.
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «АГР» - бывшее ООО «Фольксваген Груп Рус». Компания сменила название в июне 2023 года после перехода активов новому собственнику в лице ООО «Арт-Финанс». В январе 2024 года была завершена процедура приобретения активов ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Согласно условиям сделки, к «Арт-Финанс» перешло 100% долей в уставном капитале «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», активы которого включают в себя две производственные площадки в Петербурге, расположенные в Каменке (выпускала Hyundai и Kia) и Шушарах (экс-завод GM, который так и не заработал). Заявленная мощность бывшего завода Hyundai – более 200 тысяч автомобилей. От ушедшего из России южнокорейского автопроизводителя на заводе осталось порядка 70 тыс. машинокомплектов.