Дочка Hyundai заплатит 143 млн рублей за находящийся в простое завод двигателей
Компания «СтройТехИмпорт» взыскала с российской дочки южнокорейского автогиганта «Хендэ Инжиниринг Рус» 143 млн рублей за строительство завода двигателей в Петербурге. Продолжается разбирательство по иску другого не получившего денег подрядчика - «СМУ 2 трест 16» на 184 млн рублей. Каковы шансы российских компаний получить деньги с дочки Hyundai, выяснял Mashnews.
Сложный монтаж
Завод двигателей «Хендэ Виа Рус» открылся в сентябре 2021 года, однако подрядчик - «СтройТехИмпорт» - так и не получил оплату, судебное разбирательство продолжалось два с половиной года.
22 мая Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение о том, что компания «Хендэ Инжиниринг Рус» должна выплатить «СтройТехИмпорту» 129 млн рублей в качестве основного долга и еще 14,7 млн рублей неустойки. У«Хендэ Инжиниринг Рус» есть месяц на обжалование.
Договоры между «СтройТехИмпортом» и «Хендэ Инжиниринг Рус» заключались в 2020 году, подрядчик должен был произвести монтаж металлических конструкций.
Факт того, что работы выполнены, в «Хендэ Инжиниринг Рус» не оспаривали, но не соглашались с конечной суммой. В «СтройТехИмпорте» парировали, что для выполнения заказа пришлось нанимать гусеничные краны.
В процессе разбирательства стороны обсуждали возможность мирового соглашения, в соответствии с которым «Хендэ Инжиниринг Рус» должно было выплатить «СтройТехИмпорту» 129 млн рублей, но так и не договорились о процедуре.
При этом еще в октябре 2022 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области наложил арест на денежные средства «Хендэ Инжиниринг Рус» в размере 156 млн рублей. В определении суда о введении обеспечительных мер в качестве причины ареста счетов указывалось, что Hyundai может уйти из России.
А 18 февраля 2022 года иск к «Хендэ Инжиниринг Рус» подало «Строительно-монтажное управление №2 треста 16», оно требует выплатить 184 млн рублей за фундаментные работы, ближайшее заседание по этому делу намечено на 14 июня. Как сообщили Mashnews, в компании, работы были проведены на куда большую сумму, на 95% она оплачена. 184 млн рублей - это оставшиеся 5% общей суммы.
«В обеспечение иска на 184 млн рублей, включая 24 млн рублей гарантийных обязательств, наложен арест на денежные средства ООО «Хендэ Инжиниринг Рус», - отметили в компании.
Как работала Hyundai в России
«Хендэ Инжиниринг Рус» - это российская дочка корейской компании «Хендэ инжинириг», которая занимается строительством предприятий, юридически она не имеет отношения к автозаводу Hyundai в Петербурге.
Автозавод изначально принадлежал «Хендэ Мануфактуринг Рус», российской дочке «Хендэ Мотор Компани» - компании, которая непосредственно занимается автопроизводством. В декабре 2023 года это предприятие было продано российской компании «Арт-финанс» за символическую сумму 140 тысяч вон или 10 тысяч рублей. Сейчас компания называется «Автомобильный завод АГР». Mashnews уже сообщал, что предприятие решило выпускать автомобили под брендом Solaris на основе оставшихся на предприятии машинокомплектов.
Учредителем завода по производству двигателей, из-за которого с «Хендэ Инжиниринг Рус» судятся подрядчики, выступает машиностроительное подразделение корейского автогиганта - «Хендэ Виа Корпорейшн». Сам завод находится в простое с февраля 2022 года.
До 2022 года российские предприятия «Хендэ» показывали стабильную прибыль, после начала СВО – убытки. Так, в 2021 году выручка «Хендэ Мануфактуринг Рус» составила 207 млрд рублей, чистая прибыль — 11,2 млрд рублей, а по итогам 2023-го года завод заработал 2,7 млрд рублей при убытке 16,6 млрд рублей.
Компания, которая должна выплатить СтройТехИмпорту» 143 млн рублей, - «Хендэ Инжиниринг Рус» - учредителя не меняла (им выступает ОАО «Хендэ инжиниринг»). Финансовые результаты «Хендэ Инжиниринг Рус» сейчас тоже не блестящи — при выручке 418 млн рублей компания окончила минувший год с убытком 42,7 млн рублей. При этом в 2021 году выручка составила 4,7 млрд рублей, чистая прибыль - 273 млн рублей.
Судьба двигателей за 15,8 млрд
Петербургский завод двигателей - пятый в мире подобный завод Hyundai WIA Corporation (такие есть в Корее, Китае и Мексике). Объем инвестиций в проект составил 15,8 млрд рублей, ожидалось, что в 2022 году предприятие выпустит 240 тысяч двигателей Gamma объемом 1,6 литра и двигателей Nu объемом 2 литра.
Впоследствии планировалось нарастить производство до 330 тысяч двигателей, завод должен был работать в три смены. Двигатели предназначались для автомобилей Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X, которые собирались на петербургском заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
Минувший год «Хендэ Виа Рус» окончила с убытком 6,3 млрд рублей при выручке 342 млн рублей. В 2022 году убыток составил 10 млрд рублей, в 2021-м, когда фактически предприятие отработало три месяца, чистая прибыль составила 53 млн рублей при выручке 3,7 млрд рублей.
Будущее завода двигателей «Хендэ Виа Рус» пока туманно. В марте Korean Economic Daily сообщала, что в Hyundai WIA Corporation получили предложение от «Автомобильного завода АГР» возобновить производство двигателей, но пока в корейской компании не решили, следует ли вновь открывать свой завод в России. «Говорят, что общий объем заказов на двигатели намного меньше максимальной производственной мощности завода», - отмечается в публикации.
Шансы подрядчиков
Перспективы сменившего учредителя автозавода и находящего в простое предприятия по производству двигателей, не влияют на то, получат ли подрядчики деньги за строительство завода «Хендэ Виа Рус».
У «СтройТехИмпорта», даже если «Хендэ Инжиниринг Рус» не обжалует решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, нет 100%-й гарантии получения средств, сказала Mashnews Валерия Тихонова, руководитель проектов Банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX.
«Учитывая негативные показатели финансово-хозяйственной деятельности ответчика, получение им убытка по итогам 2023 года, а также заявленные доводы при попытке отмены обеспечительных мер (затруднительность исполнения обязательств перед третьими лицами, в том числе, работниками), нельзя исключать, что ответчик может начать процедуру банкротства. Это не означает, что «Хендэ Инжиниринг Рус» откажется от своих обязательств (это недопустимо), однако, рассчитывать на скорейшее и тем более полное удовлетворение своих требований кредиторам, скорее всего, не придется», - отметила Валерия Тихонова.
То, что подрядчики добились ареста счетов, кардинально картину не меняет.
«Факт принятия обеспечительных мер, безусловно, весьма существенно повышает вероятность получения истцом присужденных денежных средств. Однако это в любом случае не гарантировано. Если решение суда вступит в силу, если на счетах ответчика находится необходимая сумма средств, если в отношении ответчика не будет введена процедура банкротства … - и многие другие «если» могут повлиять на факт исполнения судебного акта», - подчеркнула эксперт.
То, что в отношении «Хендэ Инжиниринг Рус» может быть введена процедура банкротства, не исключает и Анастасия Душаева, адвокат Московской коллегии адвокатов «Град».
«При банкротстве организации-должника социальные обязательства по заработной плате, вреда здоровью и иные отнесены к первой и второй очереди кредиторов, соответственно, они будут удовлетворены до удовлетворения требований остальных кредиторов», - отметила Анастасия Душаева.
При таком сценарии, по словам эксперта, главная интрига - смогут ли компании претендовать на то, чтобы их требования, в случае их удовлетворения, стали «арестными залогами». От этого зависит, окажутся ли компании первыми на выплаты в третьей очереди потенциальных кредиторов.
Анастасия Душаева отметила, что судебная практика по этому вопросу разная, и случается, что кредитор с арестованным в его пользу имуществом становится в общую очередь (третью) и не приобретает права залогового кредитора. Таким образом, при плохом сценарии шансы для подрядчиков получить деньги за свою работу далеко не стопроцентные. А позитивной динамики в экономических показателях компании пока не заметно.