Для борьбы с пожарами привлекают частную авиацию. Контракты заключают с трудом
В России не хватает авиации для тушения пожаров и их мониторинга. Госпредприятие «Авиалесоохрана» пытается арендовать самолёты и вертолёты у частных компаний. В большинстве случаев ничего не выходит — на тендер просто не подают заявки.
Невостребованные закупки
С 4 апреля по 17 мая 2023 года ФБУ «Авиалесоохрана» разместило семь контрактов на аренду самолётов Ан-2 и вертолётов R-44. Только на два из них были поданы заявки.
На четыре контракта (на общую сумму 48 млн рублей) никто не откликнулся. Их размещали 4 апреля (два), 12 апреля и 3 мая.
Один из тендеров выиграло ООО «Регионавиа». За 7,5 млн рублей она должна поставить самолёт Ан-2 на 300 лётных часов в село Баргузин (Бурятия). Для компании «Регионавиа» основным клиентом является «Авиалесоохрана» (по данным СПАРК, около 40% от всех контрактов). В 2023 году компания заключила соглашений на 110 млн рублей.
Второй контракт, который «Авиалесоохране» удалось заключить, — на поставку вертолёта R-44 на 200 лётных часов. Тендер выиграла компания «Восход» — единственная, кто подал заявку. Она должна привезти машину на аэродром Оёк в Иркутской области. В августе 2022 года самолёт Cessna этой компании упал в Республике Коми. Он выполнял полёт в рамках соглашения с региональным лесопожарным центром. Погибло три человека.
Самая свежая объявленная закупка — 17 мая. «Авиалесоохрана» хочет арендовать вертолёт R-44 для авиапатрулирования лесов Бурятии. От заказчика требуется доставить его в село Кырен. Срок аренды до 1 ноября 2023 года. По этой закупке пока ещё идёт приём заявок. Начальная минимальная цена контракта — 8,1 млн рублей.
Что будет делать «Авиалесоохрана», если технику не удастся арендовать? MASHNEWS направил запрос предприятию, но пока не получил ответа.
Региональные управления размещают закупки непосредственно на тушение пожаров. Эти тендеры выигрывает «Авиалесоохрана». И арендует для этого воздушные суда у частных компаний. Например, Ан-2 для Баргузина, который арендовало ведомство, полетит к месту назначения в рамках контракта на 19,8 млн от «Забайкальской базы авиационной охраны лесов».
СПРАВКА MASHNEWS:
В марте 2023 года в России начался сезон пожаров. По данным МЧС, общая площадь, по которой распространился огонь, втрое превысила показатели 2022 года и составила более 190 тысяч гектаров.
Ухудшение пожарной обстановки ожидается в 22 регионах России. Сложная ситуация на Урале, Дальнем Востоке, в Бурятии и Еврейской автономной области. В Курганской области от пожаров уже погибло 12 человек. В 2022-м по всей России от них погибло 17.
Уменьшение парка
Фото: ФБУ «Авиалесоохрана»
В начале 2000-х парк воздушных судов «Авиалесоохрана» насчитывал 103 единицы: 67 самолётов Ан-2, один вертолёт Ми-8МТВ, пять — Ан-26, два — Ан-24, два — Ан-3, 18 — Ми-8Т, семь — Ми-2, один — Ил-103.
В 2022 году у «Авилесоохраны» в парке находилось девять единиц техники: один вертолёт «Робинсон» R-44, шесть — Ми-8МТВ-1 и два восстановленных самолёта Ан-2.
Предприятие собиралось закупить шесть вертолётов Ми-8МТВ-1 у холдинга «Вертолёты России» (первый уже применили на учебных сборах в феврале 2023 года).
В условиях нехватки собственной авиации «Авиалесохрана» массово привлекает арендованную технику. В 2022 году в тушении пожаров использовали 467 воздушных судна, взятых в аренду, сообщил на совещании в Росавиации заместитель начальника ФБУ «Авиалесоохрана» Дмитрий Селин.
Эксперты скептически оценивают перспективы организации. «Авиалесоохраны» как единой организации у нас нет, это разрозненные подразделения, которые имеют в своём составе несколько самолётов и вертолётов, пояснил MASHNEWS кандидат технических наук, специалист по подготовке кадров для отрасли.
Само существование «Авиалесоохраны» как ведомства, подотчётного Минприроды, видится нелогичным даже в Правительстве России. В августе 2022 года министр финансов РФ Антон Силуанов сказал, что «Авиалесоохрану» можно было бы присоединить к МЧС.
Купить новое и починить старое
Фото: УЗГА
В ноябре представители «Авиалесоохраны» побывали на Уральском заводе гражданской авиации, где создают самолёт ЛМС-901 «Байкал». Было заявлено, что для охраны лесов до 2030 года необходимо поставить не менее 124 «Байкалов» вместо устаревших Ан-2. Сертификация «Байкала» запланирована на 2024 год.
Существует проблема ремонта использующихся сейчас для борьбы с пожарами воздушных судов. Она актуальна для всей авиационной отрасли России. MASHNEWS писал, что импортные детали российских гражданских самолётов практически невозможно ремонтировать внутри страны, их собираются передавать для ремонта на заводы Ирана и Китая, но Правительство России должно снять ограничения на вывоз техники за границу.
6 мая правительство выпустило послабления в постановление о запрете вывоза комплектующих за рубеж.
«Теперь свободно могут вывозиться товары, предназначенные для оказания гуманитарной помощи или ликвидации различных чрезвычайных ситуаций», — говорится в релизе Минпромторга к этому документу. В перечень вошли, например, аккумуляторы для воздушных судов.
Эксперт, пожелавший остаться анонимным, сказал MASHNEWS, что послабления Минпромторга не окажут решающего воздействия на ситуацию с ремонтом.
«Эта система разрушалась много лет. Двигатели для Ан-2 делают в Польше, как и компоненты для них (С 1959 по 2002 год на заводе в Польше было выпущено 11 915 самолётов Ан-2. В России Ан-2 перестали выпускать в 1971 году. — Прим. ред.). Если по коммерческим каналам удастся договориться, то можно и новый двигатель купить. Понятно, что в самой Польше не получится, но какими-то обходными путями возможно. Нужно решать коммерческие, организационные и политические вопросы. Общая политическая ситуация не улучшает отношения в этой сфере«, — говорит эксперт.