Полёты в Грузию обеспечит иранский ремонт SSJ-100
35 раз в неделю хочет летать в Тбилиси из трёх городов России авиакомпания Red Wings. Она подала заявку в Росавиацию на допуск к маршрутам сразу после того, как Владимир Путин отменил запрет на полёты в Грузию. Если авиасообщение возобновится, то вырастет спрос на отечественные «Суперджеты» (как на старые SSJ-100, так и на пока не прошедшие испытания SSJ-New).
Фото: flyredwings.com
Тоска по прямым рейсам
Росавиация сегодня, 12 мая, должна рассмотреть заявки авиакомпаний на допуски к маршрутам. Авиакомпания Red Wings претендует на 21 рейс в неделю из Москвы в Тбилиси, а также на семь рейсов в неделю из Самары и Казани.
Президент РФ 10 мая отменил запрет на полёты в Грузию. Прямое авиасообщение между Россией и Грузией остановилось в июле 2019 года. Причиной стал скандал, когда член российской делегации, депутат Госдумы Сергей Гаврилов сел в кресло спикера грузинского парламента во время Межпарламентской ассамблеи православия. В Тбилиси прошли антироссийские демонстрации, одним из требований которых был отъезд делегации РФ из страны.
После этого Владимир Путин подписал указ «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий» и с 8 июля запретил все коммерческие авиаперевозки из России в Грузию.
В Грузию попасть было можно:
- наземным транспортом (что заметно дольше, чем на самолёте);
- или с пересадками, например, через Армению (что побыстрее, но дороже).
До этих событий допуск к полётам в Грузию был у шести перевозчиков: «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний», «Победы», «Нордавиа» (переименован в Smartavia) и Red Wings.
Теперь Владимир Путин — неожиданно для большинства наблюдателей — решил отменить визы для граждан Грузии и возобновить прямое авиасообщение с Тбилиси.
Грузинская партия власти поддержала замысел Путина. За высказался премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили. Он отметил, что в России живёт до миллиона грузин и он приветствует любые изменения, которые упростят им жизнь. В министерстве экономики Грузии сказали, что пустят самолёты из России, но только те, что не попали под международные санкции. Против выступила президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая назвала решение Путина провокацией (однако полномочия президента в Грузии невелики). В Тбилиси прошли митинги против того, чтобы принимать российские самолёты.
Кто полетит и откуда
Грузия хочет допустить к полётам те российские самолёты и авиакомпании, которые не находятся под санкциями.
Есть экспортные санкции США, введённые в отношении «Аэрофлота», Utair и AzurAir. Есть британские против «Аэрофлота», «России» и «Уральских авиалиний». Есть обезличенные европейские санкции, которые вводятся против тех, кто использует борта или детали, находящиеся в лизинге.
В связи с этими сложностями решимость летать проявила пока только компания Red Wings. Она претендует суммарно на 35 рейсов в неделю. При этом 21 рейс из Москвы — максимум на данном направлении, сейчас постоянные разрешения на полёты есть у «Аэрофлота» и Nordwind, а временное — у «Азимута».
Минтранс России (подведомственным учреждением которого является Росавиация) заявлял, что пока планируются рейсы в Тбилиси только из Москвы.
Суть в «Суперджете»
Фото: flyredwings.com
У Red Wings в авиапарке 19 самолётов Sukhoi Superjet 100. С учётом ограничений, вероятно, только они и смогут летать в Грузию. Авиакомпания не ответила на вопросы MASHNEWS к моменту публикации.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров говорит, что сейчас авиапарки компаний недозагружены, а открытие нового направления не только «займёт их делом», но и подстегнёт спрос на новые «Суперджеты».
«С 19 самолётами можно провозить много миллионов пассажиров. При хорошем планировании возможны два-три парных рейса (туда-обратно — прим. ред.) в день«, — говорит Гусаров.
«Внутреннее авиасообщение при этом не пострадает, — продолжает он. — Даже если компания с каких-то направлений уйдёт, то их возьмут другие. До пандемии российские компании перевозили 126 млн пассажиров, а в прошлом году перевезли только 95. А парк-то рассчитан на большее. Пока летать будут на Sukhoi Superjet 100, их хватает и при желании можно произвести ещё, был бы спрос. В России существуют мощности на производство до 40 таких самолётов в год, а в спокойном режиме — то есть двадцать Superjet в год — можно хоть со следующего года выпускать».
Эксперт также отметил, что «на подходе» новый, полностью импортозамещённый SSJ-New. «Через месяц-два для начала испытаний соберут первый опытный образец. Двигатель ПД-8 к нему тоже испытания проходит», — объясняет Роман Гусаров.
Основатель проекта FrequentFlyers.ru Илья Шатилин отмечает, что авиакомпании сейчас начнут уходить с убыточных направлений, то есть тех внутренних рейсов, на которые сократили госсубсидии.
«На внутренних рейсах все летали для освоения субсидий, а если их не будет или будет меньше, то авиакомпании будут уходить с убыточных направлений. Что касается санкций, то есть самолёты, которых нет в списке Минпромторга США, то есть подсанкционны далеко не все. Но снимать их с Турции, например, для Грузии никто не будет. Спрос на »Суперджеты« будет расти. Это есть в плане Минпромторга РФ. SSJ-New будут замещать SSJ-100. Старые машины имеют большой налёт, а ресурс имеет свойство истекать. Для »Суперджета« как регионального самолёта Грузия — оптимальный вариант», — считает Шатилин.
По прямой от Москвы до Тбилиси порядка 1700 километров, предел дальности полёта для «Суперджета» — 3 тыс. километров.
За чей счёт ремонт?
Фото: ОАК
Одна из проблем SSJ-100 — ремонт. Прежде всего ремонт установленных на этих самолётах двигателей SaM-146. Их производил и обслуживал французский концерн Safran.
Российские авиаперевозчики через Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта попросили Минтранс РФ разрешить им вывозить детали самолётов за границу для ремонта и обслуживания (в России с весны 2022 года введен запрет на вывоз техники иностранного происхождения за границу).
Авиаэксперт Алексей Комаров считает, что ремонтировать иностранные двигатели будут в Иране или Китае.
«Эта инициатива появилась от безысходности. В России неразвиты мощности и компетенции по ремонту, кроме лёгких ремонтов. Единственное спецпредприятие у нас — »С7 Инжиниринг«. Нам подойдут любые страны, где есть мощности, которых у нас нет. Иран или Китай», — объясняет Комаров.
«Иран долгое время под санкциями, и как-то справляются со своим объёмом [ремонта] и другим могут помочь», — полагает эксперт.