БПЛА не хватает полигонов. В Петербурге и Москве должны появиться центры тестирования беспилотников
Испытательные полеты БПЛА начнут проводить на специализированных площадках, за запуск «в поле» разработчикам грозят штрафы.
Не в поле
В 2025 году в Санкт-Петербурге начнет создаваться сеть летно-испытательных полигонов для БПЛА. Об этом в рамках форума «Российский промышленник» сообщил 26 ноября генеральный директор «Технопарка Санкт-Петербурга» Олег Якимов. Появление специализированных площадок призвано хоть как-то решить вопрос с дефицитом испытательных мощностей для БПЛА. В Петербурге действует запрет на запуск беспилотников. Он касается в том числе и испытательных полетов. А без тестирования новых моделей БПЛА запуск их в серийное производство невозможен.
У разработчиков беспилотников есть возможность получить разрешение на полет в индивидуальном порядке, но проблемы это не решает.
«Получать разрешения на каждый полет – долго, сложно и не всегда возможно. Страдают от этого и разработчики и эксплуатанты беспилотных авиационных систем (БАС), которым нужно часто и оперативно проводить испытательные и тренировочные полеты в безопасном и пригодном для этого месте», - рассказал Mashnews председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. Штраф за несанкционированный запуск БПЛА для юрлиц достигает 500 тысяч рублей.
В Москве открыты учебные полигоны для студентов колледжей, но разработчикам апробировать свои разработки негде. Для них по линии Ассоциации малых авиационных предприятий сейчас создается специализированный полигон. Инвестором проекта выступает компания «М-Логистика», которая выделила два земельных участка площадью 100 и 230 га, а также начала реконструкцию отапливаемого помещения площадью 2000 кв. м.
«Полетная зона полигона расположена в воздушном пространстве класса G, в окружении лесных массивов, вне запретных зон, на достаточном удалении от контролируемых зон аэропортов и крупных населенных пунктов. Габариты летной зоны позволяют осуществлять полеты беспилотных воздушных судов (БВС) любого типа», - рассказал Сергей Детенышев.
В Петербурге пока подобного проекта нет. Сейчас собственным полигоном может похвастаться только Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. У университета есть площадка в поселке Воейково Всеволожского района Ленинградской области, она позволяет производить испытания БПЛА вертикального взлета, например, вертолетного типа. Но для беспилотников самолетного типа она не подходит.
«Мы будем искать варианты под испытания БВС самолетного типа. Будем с Ленобластью взаимодействовать, искать, где можно летать, какую уже действующую инфраструктуру можно задействовать. Или может создавать новую», - сказал Олег Якимов.
Минтранс дал добро
О нехватке площадок для испытаний БПЛА заговорили задолго до того, как в регионах стали вводить запреты на запуск беспилотников.
«Дефицит образовался почти сразу же - когда начали появляется первые разработки беспилотных авиационных систем для гражданского применения в начале 2010 годов. За последние годы при резком росте числа проектов БАС и фактическом запрете на их полеты в большинстве регионов РФ дефицит испытательных полигонов носит катастрофический характер» – рассказал Mashnews авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков.
Первый в стране полигон для испытаний БПЛА открылся в 2022 году в Тверской области. В 2023 году появилась такая площадка в Екатеринбурге. Ведется подготовка к открытию полигона в Челябинске и в Самаре, где создается кластер беспилотников. Центр специальной и тактической подготовки операторов БПЛА, где также проводятся испытания новых моделей беспилотников, открыт в Уфе.
Сергей Детенышев пояснил, что открытие испытательных полигонов в регионах обусловлено тем, что летом 2023 года регионы по согласованию с Минтрансом получила право создавать специальные зоны полетов БВС. Но пока эти полигоны решить проблему дефицита испытательных площадей в целом по стране не могут — московские и петербургские разработчики не имеют возможности выезжать на испытания своей техники в Уфу или Екатеринбург, это подорвет всю экономику проектов.
При этом у разработчиков БПЛА нет обязательства проводить испытания именно на полигонах и фиксировать это обстоятельство в документации к своей техники.
«С 1 сентября 2023 года не обязательно использовать аккредитованный Росавиацией сертификационный центр или лабораторию, например, сертификационный центр МАИ и его летную базу в подмосковном Алферьево. Для разработчика БАС теперь достаточно получить результаты испытаний в соответствии с согласованной программой сертификационных работ (ПСР), а место их выполнение уже не имеет принципиального значения», - рассказал Андрей Патраков.
Недели тестирований
Время, необходимое для подготовки к полетам и самих испытаний, зависит от типа БПЛА, особенностей оборудования и квалификации команды.
«Например, для испытания нового FPV дрона «с нуля» потребуется несколько вылетов опытной группы, каждый из которых займет несколько часов. Если оборудование не доработано, а операторы недостаточно подготовлены, процесс может затянуться на недели или завершиться неудачно», - сказал Mashnews руководитель направления анти-БПЛА холдинга «Цикада» Игорь Рассказов.
Эксперт подчеркнул, что с испытаниями БПЛА самолетного типа ситуация более сложная из-за высоких требований к оборудованию. «В тоже время, для тестирования новой камеры для БПЛА достаточно одного или двух вылетов, а подготовка опытной команды с готовым оборудованием не займет более часа», - отметил Игорь Рассказов.
Сейчас каждая компания-разработчик ищет площадку самостоятельно. Например, компания «Геоскан» тестирует новые технологии и обучает внешних пилотов на аэродроме Путилово в Ленинградской области.
«Там летаем не только мы, но и другие компании рынка БАС. Полеты в сезон у нас проходят почти каждый день, когда погодные условия позволяют. Зимой пореже», - рассказали Mashnews в «Геоскане».
По оценкам Андрея Патракова, в среднем на испытания одной модели БПЛА на полигоне может потребоваться 200 летных часов. Причем, не все зависит от самих разработчиков, в частности, им могут потребоваться специальные метеорологические условия — нужная скорость ветра, определенная видимость или температура.
Что нужно для полигона
Официального понятия «испытательный полигон для БПЛА» в законодательстве нет. Соответственно, нет и единых требований к таким площадкам, каждая компания формирует их самостоятельно.
«Если задача заключается в тестировании комплексных систем для подавления БПЛА и нейтрализации атак на объекты, то здесь важно учитывать наличие специализированных площадок, которые обеспечат безопасность и контроль над воздушным пространством. Эти полигоны должны быть оборудованы для симуляции реальных условий и предоставлять возможность для детального анализа работы систем защиты», - привел пример Игорь Рассказов.
Собеседник редакции подчеркнул, что длина полигона также варьируется в зависимости от типа БПЛА. «Для коммерческих дронов обычно достаточно пяти километров, для беспилотников FPV – около двадцати, а для самолетов может потребоваться и пятьдесят километров. Важно также учитывать радиообстановку, чтобы избежать помех, которые могут привести к потере управления», - подчеркнул Игорь Рассказов и обратил внимание на то, что при проведении испытаний в зимних условиях необходимо обеспечить обогрев оборудования и персонала, а также организовать места для зарядки и технического обслуживания БПЛА.
В «Геоскане» отмечают, что сейчас, когда ведется обсуждение площадок для испытаний БАС, чаще всего специалистам предлагают рассмотреть площадки, подходящие для БВС мультироторного типа. Кроме того, не учитывается специфика применения БАС взлетной массой до 30 кг. А именно такие беспилотники используются для мониторинга и аэрофотосъемки, рассказали в «Геоскане».
Еще одна проблема — в ряде случаях для испытательных полетов нужна местность с определенными объектами на поверхности. «Для нас не может быть единого испытательного полигона и лучший для нас вариант - реальный объект: лесные и сельскохозяйственные земли, линейные объекты, включая ЛЭП, автомобильные и железные дороги», - говорит заведующий лабораторией беспилотных систем и цифровой инженерии Политехнического института НовГУ Евгений Лукашик.
Сейчас лаборатория идет по пути получения разрешений на полеты. «Мы подбираем подходящие территории, устанавливаем режим использования воздушного пространства, готовим документы на полеты, ведем оперативное взаимодействие с Региональным центром Единой системы организации воздушного движения РФ», - рассказал собеседник редакции и подчеркнул, что полеты на местности с разными объектами — это специфика научной деятельности. При этом для отработки навыков пилотирования ученым требуется тренировочный полигон, например, на территории аэродрома.
На случай ЧП
По словам Андрея Патракова, инфраструктура полигонов должна позволять «безопасно проводить летные испытания даже на случай крушения БВС, что является нормальной практикой на испытаниях».
Эксперт привел в пример ситуацию в Москве с Федеральным центром БАС в индустриальном парке «Руднево», где проводить сертификационные летные испытания оказалось невозможно из-за близости жилых домов.
Вопросы с нештатными ситуациями при запуске БПЛА волнуют и специалистов Единой системы организации воздушного движения. Начальник регионального центра ЕС ОрВД Радж Фаязов на «Российском промышленнике» рассказал, что сейчас ведется острая дискуссия надзорных и регулирующих ведомств с разработчиками БПЛА. Последние настаивают на упрощении требований, а государственные ведомства парируют, что это может поставить под угрозу безопасность полетов, тем более, что отрасль стремительно развивается, количество новых моделей растет.
«Раньше можно было слышать от представителей отрасли: мы с любого поля взлетим, только не мешайте нам. Сейчас такого уже нет», - констатировал Радж Фаязов.
Рынка нет
Единого полигона, который удовлетворил бы требованиям всех участников рынка нет и быть не может. Андрей Патраков отметил, что для беспилотников, рассчитанных на работу в арктических условиях, требуются полигоны за Полярным кругом. Вопрос актуальный: доставка грузов на отдаленные территории Крайнего Севера — одно из самых перспективных направлений для гражданской беспилотной авиации.
Свои требования к площадкам есть у БПЛА, предназначенных для нужд сельскохозяйственных предприятий.
Поэтому нужны разные полигоны, чтобы компания-разработчик могла выбрать подходящий и провести все необходимые испытания. Но пока рынок не сформирован, разработчики сами ищут площадки, договариваются, подстраиваются. Где-то навстречу разработчикам идут силовые структуры, неофициально предоставляя свои закрытые полигоны, где-то на свой страх и риск компании устраивают испытания и «в поле».
При этом по оценкам Росавиации к 2030 году объем производства беспилотников в России должен вырасти в девять раз — с нынешних 17,6 тысяч до 157 тысяч единиц в год. Эксперты отмечают, что при нынешних темпах развития отрасли создание качественной испытательной инфраструктуры, отвечающей запросам разных сегментов рынка, необходимо, поскольку полей на всех просто не хватит.