Авиация завтра: вертолёт становится самолётом
Фонд перспективных исследований (ФПИ) сформировал технический облик многоцелевого скоростного винтокрылого беспилотного летательного аппарата (ЛА) взлётной массой 4 тонны. Создаются и другие проекты циклолётов и опционально-пилотируемой самолётной техники сверхкороткого взлёта и посадки. Работы ведутся в рамках развития внеаэродромной авиации. Зачем это нужно и какие перспективы открывает концепция «внеаэродромности», — журналисты MASHNEWS узнали у руководителя проектной группы направления физико-технических исследований ФПИ Яна Чибисова.
Внеаэродромность — главный признак аэромобильности, как устойчивого мирового тренда транспорта будущего, считают в ФПИ. Популярность внеаэродромной авиации в мире связана с тремя основными факторами: низкой стоимостью наземной инфраструктуры базирования, снижением времени в пути и доступностью услуги аэромобильности по сравнению с аэродромной авиацией.
«Внеаэродромность в настоящее время реализуется вертолётами, в ближайшем будущем мультикоптерами и различными конвертами на их основе. Но все они проигрывают аэродромным летательным аппаратам либо по удельной стоимости, либо по лётно-техническим характеристикам, либо по обоим показателям сразу», — отметил Ян Чибисов.
Скоростной винтокрылый ЛА © ФПИ
Суть внеаэродромных инноваций ФПИ — кардинальное улучшение и оптимальное сочетании экономических, а также технических параметров по сравнению с существующими образцами.
Ян Чибисов рассказал MASHNEWS, что в проекте ФПИ по созданию демонстраторов комплексов с беспилотными скоростными винтокрылыми летательными аппаратами АО «Национальный центр вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова» совместно с ЦАГИ приступают к решению задачи кардинального повышения лётных характеристик вертолёта.
«С помощью данной технологии возможно создание полноценного скоростного дозвукового самолета (до 800 км/ч), который конвертируется в не менее полноценный вертолёт на скоростях менее 300 км/ч», — подчеркнул Ян Чибисов.
Скоростной винтокрылый ЛА © ФПИ
Сейчас уже сформирован технический облик многоцелевого скоростного винтокрылого беспилотного ЛА взлётной массой 4 тонны.
Далее предполагается создание демонстратора технологий, на котором должна будет, в том числе в полёте, отработана технология останавливаемого винт-крыла и автоматической системы управления таким аппаратом.
Журналисты MASHNEWS ранее рассказывали о перспективах внеаэродромной авиации:
СПРАВКА MASHNEWS:ФПИ создан в 2012 году. Цель деятельности фонда — содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.