16 февраля 2022 13:10
читать 3 минуты

Будущее внеаэродромной авиации: MASHNEWS рассказывает о новых разработках ФПИ

Фонд перспективных исследований (ФПИ) организовал серию проектов по циклолётной, скоростной винтокрылой и опционально-пилотируемой самолетной технике вертикального, а также сверхкороткого взлёта и посадки. Руководитель проектной группы направления физико-технических исследований ФПИ Ян Чибисов рассказал MASHNEWS о новых разработках в области аэромобильности транспорта.

«Сейчас в мире устойчивым трендом транспорта будущего является аэромобильность, мы называем это явление по его главному признаку — внеаэродромность, то есть отсутствие подготовленной площадки со специальным покрытием и необходимым, как правило не менее километра, размером взлётно-посадочной полосы», — сообщил Ян Чибисов.

По его словам, внеаэродромность нужна в первую очередь для обеспечения полной связанности территории России, что на малоосвоенных гористых и тундровых территориях возможно только по воздуху. Это также экономически целесообразно без создания дополнительной разветвлённой местной и региональной аэродромной сети. Суть внеаэродромных инноваций, как считают в ФПИ, именно в кардинальном улучшении и оптимальном сочетании экономических и технических параметров по сравнению с существующими образцами техники, включая вертолёты.

СКВП. © ФПИ

«Создание демонстратора комплекса с тяжелым опционально-пилотируемым транспортным беспилотным летательным аппаратом находится в наибольшей степени готовности из всех внеаэродромных проектов ФПИ. Это разработки экспериментального образца аппарата сверхкороткогого взлета и посадки (СКВП), который при лётных характеристиках, как у нормального легкомоторного самолета, способен базироваться на природных или подготовленных площадках размерами в длину от 50 м с препятствиями на границе высотой до 15 м», — сообщил Ян Чибисов.

Разработчики подчеркивают, что распределённая электрическая винтомоторная группа обеспечивает активный обдув крыла, которое обладает специальной механизацией сверхбольшого угла выпуска. В результате аппарат взлетает на скорости 50 км/ч, а автоматическая система управления обеспечивает взлет и посадку при порывах ветра до 15 м/с. Проект реализует ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина». 

СПРАВКА MASHNEWS:
Фонд перспективных исследований (ФПИ) создан в 2012 году. Цель деятельности фонда — содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

Летающая лаборатория наглядно показала эффективность технологии распределённого электрообдува на МАКС-2021. В 2022 году ожидается выкатка первого экземпляра опционально-пилотируемого СКВП. Миссия проекта — многократное снижение транспортных расходов на маршрутах, где сейчас могут эксплуатироваться только вертолёты.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Продюсер, сценарист, ведущий Добавочный номер 103