Будущее внеаэродромной авиации: циклолёты — наше всё?
Руководитель проектной группы направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Ян Чибисов рассказал MASHNEWS о новом типе летательного аппарата (ЛА). Кроме опционально-пилотируемой самолётной техники сверхкоротких взлёта и посадки ФПИ организовал проекты по аппаратам вертикального взлёта, скоростным винтокрылым ЛА и циклолётам, о которых более подробно и рассказал представитель фонда.
Аэромобильность — устойчивый мировой тренд транспорта будущего, предопределяющий развитие внеаэродромной авиации, полагают в ФПИ. Специалисты считают, что полную связанность на больших территориях без организации дополнительной разветвлённой аэродромной сети можно обеспечить с помощью новых типов ЛА.
«Серия проектов по созданию демонстраторов комплексов с беспилотными и опционально-пилотируемыми летательными аппаратами с циклическими движителями обеспечивает создание совершенно нового типа летательных аппаратов — циклолётов», — отметил Ян Чибисов.
Взлёт циклолёта с БПЛА. © ФПИ
Представитель ФПИ подчеркнул, что благодаря циклическим движителям циклолёт имеет управляемые векторы тяги полного оборота и способен взлетать с наклонных и качающихся поверхностей, а также причаливать к вертикальным поверхностям в полёте.
Ян Чибисов рассказал MASHNEWS, что в 2025 году планируется вывести на испытания первый полноценный аэромобиль «Циклокар» с кузовом на шесть человек, а также разработать уникальную циклолётную платформу корабельного базирования для запуска и возврата беспилотников самолётного типа.
Циклокар. © ФПИ
Цель проектов ФПИ по циклолётной технике — создание и отработка технологий для будущих аэромобилей, обладающих возможностью взлётов и посадок на любых твёрдых неподготовленных площадках, а также специальные приложения циклолётов для решения задач, ранее не разрешимых.
СПРАВКА MASHNEWS:
ФПИ создан в 2012 году. Фон ведёт научные исследования и разработки в интересах обороны и безопасности государства. Цель ФПИ — достижение качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.
Проекты по циклолётной технике реализует ФГУП «Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе» Сибирского отделения РАН при поддержке ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина». Так, в июле 2021 года уже проведены контрольные испытания беспилотника-циклолёта массой 60 кг, способного нести полезную нагрузку до 18 кг, а также испытания самого крупного в мире полутораметрового циклоротора в ЦАГИ.