Завод «Москвич» заплатит по долгам «Рено»
Московский автозавод «Москвич» должен заплатить 2,598 млн евро компании из Гонконга, которая делала оснастку для концерна Renault. Производители автокомпонентов подали к «Москвичу» уже десяток исков, однако «Сильвер Бейзис» оказалась первой компанией, которая смогла выиграть дело. Есть ли шанс повторить успех у отечественных предприятий, выяснял MASHNEWS.
Французы ушли, склады остались
Производитель автокомпонентов из Гонконга «Силвер Бейзис» выиграл суд у АО «Московский автозавод «Москвич». Он должен заплатить гонконгской компании 2,598 млн евро - по нынешнему курсу это 252 млн рублей. Соответствующее решение вынес Арбитражный суд Москвы 23 ноября. У «Москвича» есть месяц на его обжалование.
Напомним, в марте 2022 года французский автопроизводитель, работавший в РФ с 2014 года, ушел из России, активы компании перешли в собственность мэрии Москвы, 3 июня 2022 года предприятие официально сменило название с ЗАО «Рено Россия» на АО «Московский автомобильный завод «Москвич».
Поставщики комплектующих, которые производили детали специально для российского завода Renault, оказались в сложном положении — у кого-то на складах осталась готовая партия продукции, кто-то вкладывался в оборудование, занимаясь разработкой компонентов специально по заказу «Рено Россия».
«Москвичу» все это не пригодилось. Автозавод не стал выкупать остатки на складах - прежняя продукция не подходила для новых машин, которое стало выпускать предприятие.
Производители потянулись в суды. Самый удачливая на данный момент — «Сильвер Бейзис».
Гонконгский производитель (он - глобальный поставщик оснастки для Renault) подал иск к «Москвичу» 23 августа 2023 года. В заявлении компания указала, что в июле 2020 года заключила договор с «Рено Россия» о том, что разработает и изготовит оснастку и образцы внешнего вида комплектующих для серийного производства автомобилей Renault.
Как следует из искового заявления компании (есть в распоряжении редакции), в декабре 2021 года оснастку привезли во Владивосток, затем доставили в АвтоВАЗ, где она прошла приемочные испытания. И в конец концов подписали акт работоспособности.
В «Сильвер Бейзис» утверждают, что «Рено Россия» предложила разбить платеж в 2,4 млн евро на две части и последнюю погасить в июле 2022 года. Но деньги так и не были перечислены. Тогда компания и обратилась с иском.
Суд удовлетворил требования практически полностью — взыскал 2,475 млн евро основного долга и 123 тыс. евро неустойки. Сумма основного долга была снижена на 8 144 евро, суд установил, что эту сумму автозавод своему гонконгскому партнеру выплатил.
Истец должен понимать экономическую обстановку
Отечественным производителям автокомпонентов в судах с «Москвичом» везет пока меньше. Так, 30 марта 2023 года Арбитражный суд Москвы отказал в иске к автопроизводителю «Заводу фрикционных термостойких материалов», который пытался взыскать 4,8 млн рублей, затраченных на разработку оснастки для автомобилей Renault. Суд пришел к выводу, что оснастка не прошла все необходимые процедуры проверки, не была принята заказчиком, а значит - оснований для выплат не имеется.
С аналогичной формулировкой Московский арбитражный суд отказал «ДСК Пластик Омниум Инержи». Предприятие подало иск к «Москвичу» на 9,9 млн рублей, проиграло в апелляции и в кассации, сейчас оно обратилось с жалобой в Верховный суд.
Также в Верховный суд подана жалоба от компании «Мир упаковки», она не смогла отсудить у «Москвича» 30 млн рублей.
А «Тольяттинский завод технологического оснащения» в первой инстанции, 8 сентября 2023 года, не смог взыскать с «Москвича» 122 млн рублей на оснастку для Renault. Предприятие ее изготовило в рамках договора с ЗАО «Рено Россия». Завод подал иск, но в первой инстанции проиграл.
«Истец должен был понимать происходящую экономическую ситуацию в стране и в мире в разное время и имел возможность принять меры по страхованию предпринимательского риска», - говорится в решении Московского арбитражного суда.
28 ноября по этому делу состоится заседание 9 арбитражного апелляционного суда.
Продолжает судиться с «Москвичом» и «Детальстройконструкция», она подала иск на 16,8 млн рублей. MASHNEWS подробно рассказывал об этом деле.
Отказал Арбитражный суд Москвы и «Производственной компании Автокомпонент Нижний Новгород», она подавала иск на 11,3 млн рублей, решение вынесено 28 апреля 2023 года.
Безуспешно судилась с «Москвичом» «Уралэластотехника» - 2 октября предприятию отказали во взыскании 4,8 млн рублей за оснастку, произведенную для Renault Logan.
По некоторым делам решения еще не вынесены. Так, 6 декабря в Московском арбитражном суде должно состояться заседание по иску «Эй Джи Си Борского Стекольного Завода», он намерен взыскать с «Москвича» 48 млн рублей.
Производители автокомпонентов сообщают иногда о достаточно крупных убытках. Так, 22 ноября 2023 года суд отказал «Марелли аутомотив лайтинг рус» во взыскании 5,5 млн евро за готовую оснастку для Renault, которую «Москвич» отказался забирать.
Почему удалось фирме из Гонконга
Судебные решения по делу «Сильвер Бейзис» и искам других производителей автокомпонентов по просьбе MASHNEWS сравнил Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации.
«В первую очередь, стоит отметить принципиальное различие этих двух споров: в спорах с отечественными производителями автокомпонентов речь шла о взыскании убытков, в деле «Сильвер Бейзис» спор возник по поводу договорной задолженности», - говорит Кузнецов.
«С практической точки зрения, стандарты доказывания по делам о взыскании убытков и задолженности существенно отличаются в пользу второй категории дел, то есть взыскать задолженность гораздо проще, чем убытки», - отмечает он.
Также эксперт обратил внимание, что часть дел еще находится в судах. Некоторые не рассмотрены даже в первой инстанции. И до окончания срока исковой давности еще достаточно времени, можно ожидать новые судебные иски от производителей.
Один из них может поступить от «Сильвер Бейзис».
«Написана судебная претензия еще по одному заказу, тоже с ЗАО «Рено Россия», - сообщил MASHNEWS адвокат, партнер NSP Илья Рачков, который представляет в суде интересы «Сильвер Бейзис».
И в деле на 252 млн рублей точку ставить пока рано. Решение суда в законную силу пока еще не вступило.
АО «МАЗ «Москвич» намерен обжаловать отказ в суде кассационной инстанции, сообщили MASHNEWS в пресс-службе автопроизводителя.
Юристы не уверены, что даже если «Сильвер Бейзис» выиграет процесс в других инстанциях, это повлияет на решения по искам других производителей автокомпонентов.
«Споры по поводу ушедших с российского рынка компаний являются для российских судов относительно новыми, и практика по ним окончательно не сформировалась, различные суды по-разному смотрят на то, как такие дела должны разрешаться. Какая-то устоявшаяся позиция может сформироваться только после руководящих разъяснений, что находится в компетенции Верховного Суда», - объясняет Владимир Кузнецов.