28 ноября 2023 15:16
читать 9 минут

Завод «Москвич» заплатит по долгам «Рено»

Московский автозавод «Москвич» должен заплатить 2,598 млн евро компании из Гонконга, которая делала оснастку для концерна Renault. Производители автокомпонентов подали к «Москвичу» уже десяток исков, однако «Сильвер Бейзис» оказалась первой компанией, которая смогла выиграть дело. Есть ли шанс повторить успех у отечественных предприятий, выяснял MASHNEWS.

Французы ушли, склады остались

Производитель автокомпонентов из Гонконга «Силвер Бейзис» выиграл суд у АО «Московский автозавод «Москвич». Он должен заплатить гонконгской компании 2,598 млн евро - по нынешнему курсу это 252 млн рублей. Соответствующее решение вынес Арбитражный суд Москвы 23 ноября. У «Москвича» есть месяц на его обжалование.

Напомним, в марте 2022 года французский автопроизводитель, работавший в РФ с 2014 года, ушел из России, активы компании перешли в собственность мэрии Москвы, 3 июня 2022 года предприятие официально сменило название с ЗАО «Рено Россия» на АО «Московский автомобильный завод «Москвич».

Поставщики комплектующих, которые производили детали специально для российского завода Renault, оказались в сложном положении — у кого-то на складах осталась готовая партия продукции, кто-то вкладывался в оборудование, занимаясь разработкой компонентов специально по заказу «Рено Россия».

«Москвичу» все это не пригодилось. Автозавод не стал выкупать остатки на складах - прежняя продукция не подходила для новых машин, которое стало выпускать предприятие.

Производители потянулись в суды. Самый удачливая на данный момент — «Сильвер Бейзис».

Гонконгский производитель (он - глобальный поставщик оснастки для Renault) подал иск к «Москвичу» 23 августа 2023 года. В заявлении компания указала, что в июле 2020 года заключила договор с «Рено Россия» о том, что разработает и изготовит оснастку и образцы внешнего вида комплектующих для серийного производства автомобилей Renault.

Как следует из искового заявления компании (есть в распоряжении редакции), в декабре 2021 года оснастку привезли во Владивосток, затем доставили в АвтоВАЗ, где она прошла приемочные испытания. И в конец концов подписали акт работоспособности.

В «Сильвер Бейзис» утверждают, что «Рено Россия» предложила разбить платеж в 2,4 млн евро на две части и последнюю погасить в июле 2022 года. Но деньги так и не были перечислены. Тогда компания и обратилась с иском.

Суд удовлетворил требования практически полностью — взыскал 2,475 млн евро основного долга и 123 тыс. евро неустойки. Сумма основного долга была снижена на 8 144 евро, суд установил, что эту сумму автозавод своему гонконгскому партнеру выплатил.

Истец должен понимать экономическую обстановку

Отечественным производителям автокомпонентов в судах с «Москвичом» везет пока меньше. Так, 30 марта 2023 года Арбитражный суд Москвы отказал в иске к автопроизводителю «Заводу фрикционных термостойких материалов», который пытался взыскать 4,8 млн рублей, затраченных на разработку оснастки для автомобилей Renault. Суд пришел к выводу, что оснастка не прошла все необходимые процедуры проверки, не была принята заказчиком, а значит - оснований для выплат не имеется.

 С аналогичной формулировкой Московский арбитражный суд отказал «ДСК Пластик Омниум Инержи». Предприятие подало иск к «Москвичу» на 9,9 млн рублей, проиграло в апелляции и в кассации, сейчас оно обратилось с жалобой в Верховный суд.

Также в Верховный суд подана жалоба от компании «Мир упаковки», она не смогла отсудить у «Москвича» 30 млн рублей.

А «Тольяттинский завод технологического оснащения» в первой инстанции, 8 сентября 2023 года, не смог взыскать с «Москвича» 122 млн рублей на оснастку для Renault. Предприятие ее изготовило в рамках договора с ЗАО «Рено Россия». Завод подал иск, но в первой инстанции проиграл.

«Истец должен был понимать происходящую экономическую ситуацию в стране и в мире в разное время и имел возможность принять меры по страхованию предпринимательского риска», - говорится в решении Московского арбитражного суда.

28 ноября по этому делу состоится заседание 9 арбитражного апелляционного суда.

Продолжает судиться с «Москвичом» и «Детальстройконструкция», она подала иск на 16,8 млн рублей. MASHNEWS подробно рассказывал об этом деле.

Отказал Арбитражный суд Москвы и «Производственной компании Автокомпонент Нижний Новгород», она подавала иск на 11,3 млн рублей, решение вынесено 28 апреля 2023 года.

Безуспешно судилась с «Москвичом» «Уралэластотехника» - 2 октября предприятию отказали во взыскании 4,8 млн рублей за оснастку, произведенную для Renault Logan.

По некоторым делам решения еще не вынесены. Так, 6 декабря в Московском арбитражном суде должно состояться заседание по иску «Эй Джи Си Борского Стекольного Завода», он намерен взыскать с «Москвича» 48 млн рублей.

Производители автокомпонентов сообщают иногда о достаточно крупных убытках. Так, 22 ноября 2023 года суд отказал «Марелли аутомотив лайтинг рус» во взыскании 5,5 млн евро за готовую оснастку для Renault, которую «Москвич» отказался забирать.

Фото: FreepikПочему удалось фирме из Гонконга

Судебные решения по делу «Сильвер Бейзис» и искам других производителей автокомпонентов по просьбе MASHNEWS сравнил Владимир Кузнецов, вице-президент  Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации.

«В первую очередь, стоит отметить принципиальное различие этих двух споров: в спорах с отечественными производителями автокомпонентов речь шла о взыскании убытков, в деле «Сильвер Бейзис» спор возник по поводу договорной задолженности», - говорит Кузнецов.

«С практической точки зрения, стандарты доказывания по делам о взыскании убытков и задолженности существенно отличаются в пользу второй категории дел, то есть взыскать задолженность гораздо проще, чем убытки», - отмечает он.

Также эксперт обратил внимание, что часть дел еще находится в судах. Некоторые не рассмотрены даже в первой инстанции. И до окончания срока исковой давности еще достаточно времени, можно ожидать новые судебные иски от производителей.

Один из них может поступить от «Сильвер Бейзис».

«Написана судебная претензия еще по одному заказу, тоже с ЗАО «Рено Россия», - сообщил MASHNEWS адвокат, партнер NSP Илья Рачков, который представляет в суде интересы «Сильвер Бейзис».

И в деле на 252 млн рублей точку ставить пока рано. Решение суда в законную силу пока еще не вступило.

АО «МАЗ «Москвич» намерен обжаловать отказ в суде кассационной инстанции, сообщили MASHNEWS в пресс-службе автопроизводителя.

Юристы не уверены, что даже если «Сильвер Бейзис» выиграет процесс в других инстанциях, это повлияет на решения по искам других производителей автокомпонентов.

«Споры по поводу ушедших с российского рынка компаний являются для российских судов относительно новыми, и практика по ним окончательно не сформировалась, различные суды по-разному смотрят на то, как такие дела должны разрешаться. Какая-то устоявшаяся позиция может сформироваться только после руководящих разъяснений, что находится в компетенции Верховного Суда», - объясняет Владимир Кузнецов.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент