02 июня 2023 15:34
читать 11 минут

"Закончится обстрел, перезвоним": как работают промышленные предприятия Шебекино

Каждый день город Шебекино в Белгородской области попадает в сводки новостей из-за обстрелов. Здесь живёт 40 тыс. человек и действуют десятки компаний. В арбитражных судах не нашлось ни одного дела, связанного с задержкой поставок или невыполнением обязательств местных компаний перед контрагентами. Как шебекинским производителям это удаётся, выяснял MASHNEWS.

В плановом режиме

Город Шебекино находится в 5 км от границы. Он стал подвергаться обстрелам с осени 2022 года — когда российские части покинули районы Харьковской области, примыкающие к Белгородской области.

Ситуация обострилась в конце мая этого года. Если раньше власти сообщали о единичных обстрелах из миномётов и артиллерии, то теперь губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков рассказывает, что по Шебекинскому городскому округу ежедневно выпускают 150–250 снарядов. В ночь на 31 мая Шебекино подверглось обстрелу из «Градов».

Тем не менее местные предприятия не закрываются.

СПРАВКА MASHNEWS:
Шебекино основано в 1713 году. 39 680 жителей. В Шебекино работают лакокрасочный завод «Краски Белогорья», изготовитель искусственных сапфиров «Монокристалл», завод «Премиксов № 1», макаронно-кондитерская фабрика и другие. В 2022 году оборот организаций всех отраслей составил 89,5 млрд рублей, рост относительно 2021 года — 46,3%. Объём отгруженной продукции — 62,9 млрд рублей (плюс 23,2%), на долю обрабатывающей промышленности пришлось 53,5 млрд рублей.

«Работаем в штатном режиме. Отгрузку готовой продукции осуществляем», — сообщил MASHNEWS директор по продажам АО «Шебекинский машиностроительный завод» Дмитрий Касьянов.

Касьянов оказался единственным топ-менеджером, кто согласился рассказать, как идут дела на предприятиях. Обзвон компаний корреспондентом MASHNEWS пришёлся на время, когда по городу снова стреляли. Где-то не брали трубки, на других предприятиях не работали телефоны — отключилось электричество. В некоторых компаниях на тему обстрелов говорить не захотели.

Владислав Епанчинцев, уполномоченный по правам предпринимателей Белгородской области, сказал MASHNEWS, что полной информации по тому, что происходит сейчас у шебекинских производителей, у него тоже нет.

«То, что обстановка очень тяжёлая, — это однозначно. Бывает так, что звонишь в компанию с каким-нибудь вопросом. Там отвечают: »Нас сейчас обстреливают, не можем посмотреть в документах. Закончится обстрел, перезвоним«, — рассказал омбудсмен и предложил дождаться подведения финансовых итогов полугодия, чтобы получить общую картину по городской экономике.

«Пока никто из крупных предприятий не заявлял о приостановке деятельности. У кого есть возможность, переводят сотрудников на удалёнку. В условиях промышленных предприятий перевести, конечно, можно не всех», — говорит омбудсмен.

Компенсации в виде грантов


Шебекинский машиностроительный завод. Фото: shemz.ru

Предприятия, пострадавшие от обстрелов, получают компенсацию, рассказал Епанчинцев.

«Уже идёт третья волна таких выплат. Деньги действительно выдают. Это происходит в формате грантов, предприятия собирают подтверждающие документы, получают выплаты. Не могу сказать, чтобы требования были какие-то заоблачные, но мнения у представителей бизнеса разные — кто-то документы собирает в считаные дни, кому-то кажется, что бумаг слишком много», — отметил Владислав Епанчинцев.

Всего на компенсации пострадавшим предприятиям выделено около 800 млн рублей. Деньги перечислены решением Правительства России из федерального бюджета. Половина этой суммы на 10 мая уже была распределена. Об этом сообщил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. 46 грантов получили 28 компаний и ИП. Сферы деятельности разные — от торговли до сельского хозяйства.

Год заканчивали с прибылью


Фото: Telegram-канал Вячеслава Гладкова

В Шебекино работают более 20 предприятий. До последнего времени финансовое состояние у них было вполне стабильным.

  • ООО «Промзапчасть», которое производит технику для АПК, закончило прошлый год с выручкой 1,1 млрд рублей;
  • завод «Промдеталь» заработал 310,4 млн рублей;
  • АО «Шебенкинский машиностроительный завод» — 435,1 млн рублей;
  • Белгородский завод ЖБИ и труб — 333,2 млн рублей;
  • Шебекинский меловой завод — 203 млн рублей;
  • производитель мыла и моющих средств «Шебекинская индустриальная химия» — 802 млн рублей;
  • лакокрасочный завод «Краски Белогорья» — 161 млн рублей;
  • ОАО «Макаронно-кондитерское производство», где делают знаменитые шебекинские макароны, — 1,1 млрд рублей.

Самые позитивные финансовые показатели были у компаний, изготавливающих комбикорма. ЗАО «Завод премиксов № 1» получил в 2022 году 18,1 млрд рублей выручки (чистая прибыль — 6 млрд рублей). ООО «Академия» — 2,3 млрд рублей выручки (чистая прибыль — 256 млн рублей), ООО «Лимкорм» — 5,5 млрд выручки (чистая прибыль — 1,5 млрд рублей, в 2022 году она выросла на 85%). В конце мая эта компания отметила своё двадцатилетие. Судя по скромному посту в соцсетях, обошлось без больших торжеств.

ООО «Научно-технический центр биологических технологий в сельском хозяйстве» в апреле, когда в Шебекино тоже было неспокойно, провело испытание эффективности кормовых добавок для кур. В минувшем году это предприятие заработало 179 млн рублей.

У шебекинской дочки французского производителя комбикормов «Спесьялите пет фуд» выручка составила 1,9 млрд рублей, чистая прибыль выросла в восемь раз — до 565 млн рублей.

В некоторых секторах показатели оказались не столь впечатляющими. Например, производитель искусственных сапфиров для промышленности ООО «БЗС »Монокристалл« окончил минувший год с убытком — 491 млн рублей, при выручке 2,1 млрд рублей.

Контрагенты относятся с пониманием


Фото: Telegram-канал Вячеслава Гладкова

MASHNEWS поднял картотеку арбитражных дел с начала года в Белгородской области и среди крупных шебекинских предприятий не обнаружил ни одного иска, связанного с договорами поставок. Несмотря на обстрелы и разрушение инфраструктуры, получается, что компании безукоризненно выполняют свои обязательства?

Владислав Епанчинцев говорит, что здесь скорее речь идёт о том, что с чисто человеческой точки зрения все понимают, что происходит в Шебекино, и никто не хочет ещё сильнее подставлять местный бизнес, требуя штрафов или неустоек, даже если что-то идёт не так.

«К происходящему в целом контрагенты относятся с пониманием. Если у кого-то возникает задержка поставок или другая проблема, в суды сразу не обращаются, каких-то невероятных требований не выставляют. Идут в суды, когда уже совсем край. Суды тоже относятся с пониманием, потому что есть объективная реальность. Знаю компанию, например, у которой груз остался »на той стороне«. Контрагент ждал год, потом уже пошёл в суд, потому что выхода другого не было. В общем, всё сложно, но компании стараются продолжать работу в этих условиях, как могут», — отметил уполномоченный по правам предпринимателей Белгородской области.

Не форс-мажор


Фото: Telegram-канал Вячеслава Гладкова

В договорах, которые заключают компании с контрагентами, всегда есть пункт о форс-мажоре, то есть обстоятельствах непреодолимой силы, которые не дают возможности исполнить обязательства. Но в нынешней ситуации пункты о форс-мажорах не применяются. 

Основатель и руководитель компании «АдвокатЪ» из Белгорода Александр Штанько рассказал MASHNEWS, что используется та же схема, как и в пандемию — местные компании получают справки о невозможности выполнить обязательства через Торгово-промышленную палату Белгородской области.

«В каждом конкретном случае для каждого конкретного договора проводится разбор, в ходе которого выясняется, могла ли компания объективно выполнить свои обязательства в этих условиях. Если всё подтверждается, то выдаётся заключение об обстоятельствах непреодолимой силы. Его можно направить контрагенту или предъявить в суде, если дойдёт до иска», — говорит Александр Штанько.

Как отметил Александр Штанько, менять форму договоров с контрагентами или подписывать допсоглашения к уже имеющимся договорам в компаниях не видят необходимости — заключения выдаются, к ним юридическое сообщество уже привыкло в пандемию.

По словам юриста, в самой сложной ситуации сейчас оказались даже не промышленные предприятия, а шебекинские аграрии, их поля страдают от обстрелов. Однако в АПК договоры поставок, как правило, заранее не заключаются, компании ждут урожая. Соответственно, сейчас никаких обязательств перед контрагентами у сельхозтоваропроизводителей нет.

MASHNEWS направил запрос в Торгово-промышленную палату Белгородской области, но пока не получил ответа.

Личные впечатления от посещения Шебекино корреспондентом MASHNEWS - читайте здесь.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент