02 июня 2023 16:42
читать 5 минут

Шебекино четыре месяца назад: личные впечатления

Недавно Шебекино закрыли, но раньше туда из Белгорода каждые 20 минут ходила маршрутка. От Шебекино до областного центра — 32 километра. Ни на подъезде к Шебекино, ни в самом городе не было не то что военных патрулей, но даже полиции. Корреспондент MASHNEWS вспоминает свой январский визит в город, когда по Шебекино стреляли, но не «Градами», а ДРГ не пересекали границу.

Героический бизнесмен Али-Юсуп

Предпринимательскую деятельность там вести было непросто и до массированных обстрелов. Как рассказывал местный бизнесмен Али-Юсуп (сам из Азербайджана, живёт с семьёй в Шебекино), который продавал там трикотаж, у него не хватало денег на аренду своего помещения. В январе арендодатель, которого Али-Юсуп назвал «мужик понимающий», сделал скидку в пять тысяч рублей.

Люди стали уезжать из Шебекино не только от военных действий, хотя сам их факт, по словам местных, отвадил от города до трети жителей (до 24 февраля 2022 года там проживало порядка 40 тысяч человек). Очень многие оставались из-за «родительского дома» или бизнеса.


Шебекино. ТЦ «Галерея». Фото: Олег Дилимбетов

Напротив магазина Али-Юсупа до октября 2022 года стоял торговый центр «Галерея». Он был одним из центров притяжения в Шебекино. Не чета, конечно, петербургской «Галерее», но теперь не чета даже пустырю, который прежде был на месте петербургского ТРК.

Шебекинская «Галерея» сгорела после обстрела 22 октября 2022 года. Тогда погибло два человека, ещё 12 пострадали. Али-Юсуп был в тот день на работе, помогал раненым и успевал снимать происходящее на видео. Люди с окровавленными и перебитыми ногами, которых он тащил под обстрелами, облетели все белгородские паблики и до сих пор тиражируются в СМИ, когда надо проиллюстрировать актуальные события в этом городе. За спасение граждан Али-Юсупа наградили почётной грамотой правительства Белгородской области. Вручал её лично губернатор Вячеслав Гладков.

«Приедем мы в Белгород — и что?»


Магазины обложены мешками с песком от шрапнели. Фото: Олег Дилимбетов

После того как «Галерея» сгорела, в этом квартале Шебекино остался только рынок. Его тоже обстреливали (12 января 2022 года разворотило несколько лотков). Война скорректировала привычки, правила и графики малых и средних предпринимателей Шебекино. Например, рынок работает только до 15 часов. Это обстоятельство привело к тому, что 12 января никто не погиб, так как ракета прилетела около 17 часов. Али-Юсуп больше не выбрасывает эластичные верёвки, которые перетягивают тюки одежды. Они могут пригодиться как жгуты. А местные магазины обставляют мешками с песком, чтобы защититься от шрапнели.

«Я мужчина, я [обстрелов] не боюсь и бояться не должен. Меня запугать не получится», — отвечал он на вопрос, собирается ли уезжать.

Шебекино уже тогда жило под звуки канонады. Совсем недалеко от города располагается российский артиллерийский расчёт. Он каждые полчаса, а то и 10 минут, выпускал снаряд в сторону Волчанска или Рубежного (куда именно, местные понимают по времени, которое проходит с момента «выхода» до момента, когда слышен прилёт).


Бывшая промзона у стадиона «Химик». Фото: Олег Дилимбетов

Местные предприниматели жаловались, что часто отключают свет. Такое происходило в результате прилёта мины на электроподстанцию. Украинские ДРГ регулярно выходили на границу и вели прицельный огонь. Так, на том же рынке убытки понесли две бабушки-цветочницы. Три дня в январе у них не работали холодильники для цветов.

До нынешней эвакуации многие предприниматели уезжать не хотели.

«Малым [предпринимателям] помогать надо, но у страны, а тем более тут у нас [в Белгородской области] заботы несколько другие. Вот приедем мы в Белгород, кто нам площадку даст? А если и даст, то по какой цене?» — спрашивали они.

В Шебекино несколько больших промзон, они часто подвергаются обстрелам, это не способствует работе местных предприятий. Так, в мае 2022 года ВСУ обстреляли маслозавод (были повреждены склады и производственные помещения). Никто не пострадал, так как обстрел был ночью. В октябре 2022 года из-за попадания горел лакокрасочный завод.


Действующая промзона рядом с макаронной фабрикой. Фото: Олег Дилимбетов

Проходя мимо шебекинских промзон, через раз можно видеть дыры в стенах, следы шрапнели на заборах. Самый известный завод, макаронный, который производит марку «Шебекинские», находится обособленно, не в основных промзонах, сведений о его повреждениях нет.

О том, что происходит с промышленностью Шебекино сейчас, читайте здесь.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент