Задвоение наличности: «Водоходъ» сохранил утильгрант и субсидию на 3 катамарана
Казначейство уличило компанию «Водоходъ» в одновременном получении утилизационного гранта и льготного лизинга на строительство трех электрокатамаранов. Но судовладелец сохранил за собой обе субсидии, доказав, что нарушений не было.

В добавку к лизингу
Совмещение утильгранта и льготного лизинга у судовладельцев традиционно считалось нарушением, задвоением мер государственной поддержки, и Управление Федерального казначейства по Ленинградской области потребовало вернуть одну из субсидий — утилизационный грант в размере 103 млн рублей. Однако, как следует из решения Арбитражного суда Москвы от 28 октября, Управление Федерального казначейства по Ленобласти отказалось от претензий к судовладельцам и посчитало требования к ним исполненными.
Судя по всему, ключевую роль здесь сыграл Минпромторг, выступавший третьей стороной по делу. В отзыве на иск Министерство указало, что утилизационный грант не является мерой государственной поддержки, поэтому никакого задвоения, а - как следствие - нарушения, нет.
В центре внимания оказались три судна, заказанные «Водоходом» на верфи Emperium. Речь идет двух электрокатамаранах Ecocruiser, известных также как «Эхоходы» и речном трамвае Ecobus, получившем название «Грачевка».
Механизм гранта предполагал, что «Водоходъ» сдает на утилизацию три старых судна, а взамен получает средства в счет частичной оплаты новых катамаранов. За первый «Эхоходъ» компания получила чуть более 31 млн рублей, за второй — 27 млн и 44 млн за «Грачевку». Утильгрант выплачивался в рамках правительственного постановления №502, действующего с 2017 года. Первые два судна «Водоходъ» заказал в 2021 году, а два года спустя решил получить и речной трамвайчик.
Но нюанс в том, что еще в 2021 году «Машпромлизинг», та самая компания, через которую «Водоходъ» осуществлял закупку в рамках программы льготного лизинга, получила субсидию из бюджета на эти же суда. В частности, на «Грачевку» было компенсировано 149 млн рублей и предполагалось, что еще 148 млн выплатит заказчик. По «Эхоходам» субсидия составила почти 270 млн рублей, а внебюджетное финансирование оценивались в 233 млн рублей.
Поскольку субсидии проводятся при казначейском сопровождении, то в ведомстве изучили перечень судов, на которые получал средства «Машпромлизинг» и нашли там три объекта «Водохода». Именно по ним и шло разбирательство. В компании «Водоходъ» на вопросы Mashnews отвечать отказались.
Важно отметить, что в октябре Минпромторг выиграл у Федерального казначейства спор на 11,6 млрд рублей. Как ранее сообщал Mashnews, казначейство в такую сумму оценило незаконно выплаченные субсидии, а Минпромторг смог доказать, что деньги судовладельцы использовали по назначению, а, значит, возвращать ничего не должны. В судебном акте фигурирует и «Водоходъ», но только не из-за факта получения субсидии, а по причине 5-миллионного долга из-за слишком долгого строительства новых судов.
Редкий грант
«С точки зрения арбитражного процесса вынесенное решение абсолютно нейтрально», - прокомментировал Mashnews спор «Водохода» с региональным казначейством Юрий Волошин, адвокат BLCONS GROUP. Эксперт отметил, что спор в первую очередь шел о том, законно ли «Водоходъ» получил обе выплаты.
В итоге появилось Соломоново решение. С одной стороны, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал региональное казначейство правым и отказал «Водоходу» в претензиях к ведомству. А с другой стороны, все спорные пункты, которые «Водоходъ» просил отменить через суд, Казначейство по Ленобласти само назвало исполненными, исходя из позиции Минпромторга.
«В целом такие дела являются уникальными, поскольку судебная практика по вопросам применения постановления правительства РФ от 27.04.2017 № 502, сложившаяся к настоящему времени, – весьма ограничена, и акцентирована в большей степени на вопросах целевого использования субсидий», - рассказал Mashnews Константин Бречалов, адвокат, партнер Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин».
В редакции проверили слова эксперта, и, действительно, в картотеке арбитражных дел в 2025 и 2024 годах дел, когда судовладельца обвинили бы в двойном получении льгот, обнаружить не удалось.
Тем не менее, разбирательства по утилизационным грантам периодически выходят в судебную плоскость. Но обстоятельства другие. Так, к рыболовецкой компании «Вирма» возникли претензии у Управления федерального казначейства по Карелии из-за нарушения сроков строительства нового судна. Правда, «Вирма» в итоге доказала, что точных сроков в соглашении с ней не прописывалась. А фирма «Исток», к которой вопросы появились по этой же причине, все-таки вернула грант, полученный для строительства круизного судна проекта№ RDB30. Причина — новое судно не поставлено на учет в Российском Регистре морского судоходства. Но субсидию «Исток» отдал обратно в добровольном порядке, а спорили стороны о том, нужно ли начислять на нее проценты, ведь получается, что деньги были компанией получены и использовались бесплатно. Что в условиях высоких процентных ставок — настоящая роскошь для предприятий.
По новым правилам
«Дискуссии о задвоении мер поддержки ведутся уже давно. С 2017 года, когда было принято постановление №502, регулирующее выплату утилизационных грантов, судовладельцы неоднократно высказывали заинтересованность в том, чтобы использовать этот инструмент одновременно с программой льготного лизинга, либо с другими отраслевыми мерами. По мнению бизнеса, в связке это дает больший экономический эффект. Однако в законодательстве запрещено использовать дважды меры бюджетной поддержки на один объект инвестиций», - рассказал Mashnews заместитель генерального директора по гражданской морской технике ЦНИИ «Курс», начальник Центра импортозамещения и локализации судового оборудования Дмитрий Стоянов.
Эксперт подчеркнул, что применение нескольких мер поддержки для одного объекта — рискованная практика, ведь она может привести к появлению механизма, позволяющего хозяйствующим субъектам получать суда практически за полцены.
Насколько распространена система, когда судовладелец пытается получить одновременно и льготный лизинг, и утилизационный грант, неизвестно. Однако еще два месяца назад на выставке «Нева-2025» замглавы Минпромторга Альберт Каримов сообщал, что система выдачи утилизационных грантов будет совершенствоваться, в том числе и в плане совмещения с другими инструментами.
Минпромторг подготовил законопроект по изменению правил применения утильгранта, и как раз главная поправка заключается в разрешении применения льготного лизинга. Пока законопроект находится на этапе общественных обсуждений.