Ярославский судозавод оплатит срыв проектирования буксира за 2 млрд рублей
Минобороны взыскало с Ярославского судозавода 57 млн рублей за сдачу с опозданием проектной документации к буксиру 22870М. На разработку Министерство заложило 2 млрд рублей, но затем отказалось от проекта.

Ярославский судозавод успел выполнить только начальный этап опытно-конструкторской работы, а затем проект оказался закрыт. Тем не менее, Минобороны посчитало, что разработка документации велась с большой просрочкой и 15 октября Арбитражный суд Москвы обязал Ярославский судозавод выплатить заказчику 57 млн рублей неустойки. Решение в законную силу пока не вступило, стороны могут его обжаловать, тем более, что взгляды на эту историю у них диаметрально противоположные.
Так, Минобороны изначально планировало получить с судозавода 125 млн рублей, ссылаясь на то, что исполнитель допустил просрочку по всем этапам работ — документацию окончательно должен был сдать до 11 ноября 2022 года, а исполнение по проекту приостановили в феврале 2023 года. Но если по финальным работам стоимость значилась невысокой (четвертый и пятый этап оценены по 2 млн каждый), то второй этап стоил 1,8 млрд рублей. По нему просрочка составила 274 дня. Учитывая, что неустойка традиционно рассчитывается исходя из общей суммы контракта, помноженной на 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки, то Минобороны и запросило сумму, сопоставимую со стоимостью проектирования небольшого гражданского судна.
В свою очередь представители Ярославского судозавода утверждали, что вины предприятия в срыве сроков нет. В июле 2020 года завод получил контракт от Минобороны на создание опытно-конструкторской работы для морского буксира на базе проекта 22870. Новый буксир должен был получить шифр «Проект 22870М». Стоимость опытно-конструкторских работ Минобороны оценило в 2 млрд рублей.
В декабре 2021 года судостроители представили Минобороны свое видение первого этапа. Но Научно-технический совет, изучивший документацию, не рекомендовал его к защите. Доработки и внесение изменений в первый этап продолжались до конца декабря 2022 года, потом в Минобороны приняли решение поставить проект на паузу. Первый этап так и остался неисполненным, соответственно, приступить ко второму этапу, даже когда началась просрочка, судозавод не мог.
В Минобороны, а затем и в Арбитражном суде Москвы, посчитали, что просрочка первого этапа произошла по вине исполнителя, то есть, судозавода. Предприятие заключило договор на проектирование с КБ «Вымпел» лишь во второй половине ноября 2020 года, хотя контракт с Минобороны подписан в начале сентября. КБ «Вымпел» допустило просрочку со своей стороны, но так как Минобороны заключало контракт с Ярославским судозаводом, а не с конструкторским бюро, то все вопросы заказчик адресовал к головному исполнителю. Хотя суд признал требования Минобороны справедливыми, неустойка все же оказалась пересчитана, так что сумма уменьшилась на 68 млн рублей.
Стоит отметить, что за просрочку первого этапа, который оценивался в 159 млн рублей, с Ярославского судозавода взыскано 4 млн рублей. Как ранее сообщал Mashnews, даже если бы первый этап документации оказался сдан вовремя, судьба проекта все равно могла завершиться так же. «Без предъявления результата работ ответчиком Минобороны России не может приступить к приемке, и, следовательно, не может выявить целесообразность/нецелесообразность выполнения ОКР», - заявили еще при разбирательстве по первому этапу представители Минобороны.
Техзадание по проекту в открытом доступе отсутствует, поэтому неизвестно, как именно Ярославский судозавод должен был модернизировать проект 22870. Также не ясно, сколько мог бы стоить буксир, только на проектирование которого заложено 2 млрд рублей.
Ярославский судозавод и Минобороны в судах встречаются часто. Ранее Mashnews сообщил, что предприятие добилось отсрочки за двухлетнюю просрочку сдачи буксира «Капитан Сергеев» проекта 23470. Сумма — 147 млн рублей.
К слову, во время разбирательства по оплате неустойки за «Капитана Сергеева» представители судозавода заявили, что предприятие находится в предбанкротном состоянии и сейчас его пытаются вывести из внутреннего финансового кризиса. Летом 2024 года 95% акций предприятия перешли в собственность Российской Федерации.
Примечательно, что буксиры проекта 22870 традиционно строятся на Астраханском судоремонтном заводе Центра судоремонта «Звездочка» ОСК. На данный момент в серии семь буксиров, головное судно проекта - «СБ-45» передано ВМФ еще в 2014 году.
СПРАВКА MASHNEWS
Буксиры проекта 22870 предназначены для спасательных работ, тушения пожаров на судах и береговых объектах. Также их можно использовать как вспомогательные суда для проведения сложных глубоководных операций.
Длина буксиров проекта 57 м, ширина — 14 м, водоизмещение — 1605 т, суда могут развивать скорость до 14 узлов.