03 октября 2025 13:44
читать 4 минуты

Ярославский судозавод отсрочил расплату за срыв сдачи буксира «Капитан Сергеев»

Ярославский судостроительный завод добился двухлетней отсрочки оплаты неустойки за просрочку строительства морского буксира «Капитан Сергеев» проекта 23470. Предприятие находится в предбанкротном состоянии, все финансовые резервы брошены на выполнение текущих заказов, в том числе и оборонных.

Заказчик «Капитана Сергеева» - Минобороны, оно рассчитывало получить морской буксир в конце 2022 года. Но только в 2023 году были начаты заводские ходовые испытания в Черном море, спустя год буксир перевели в Тихоокеанский флот.

Осенью 2024-го Минобороны обратилось в суд, требуя 1,4 млрд рублей неустойки. Несмотря на то, что во время разбирательств суды снизили ее размер до 187 млн рублей, эта сумма оказалась для Ярославского судостроительного завода обременительной. Предприятие еще в ноябре прошлого года стало просить об отсрочке и 25 сентября Девятый арбитражный апелляционный суд признал желание судостроителей обоснованным.

Если Минобороны не обжалует постановление, то завод должен выплатить неустойку к 1 ноября 2026 года.

Во время разбирательства представители завода заявили о тяжелой ситуации на предприятии. В частности, кредиторская задолженность превышает 1,5 млрд рублей, судостроители испытывают нехватку финансов для ведения хозяйственной деятельности. В числе причин, которые ко всему этому привели, указано недофинансирование заказов. Также в судебном акте говорится, что недополучило предприятие средства и за заказ, в рамках которого строило буксир «Капитан Сергеев».

Как ранее сообщал Mashnews, причиной срыва сроков стала проблема с винторулевыми колонками — судозавод не смог получить их со «Звездочки» и нашел другого поставщика — промышленную группу «Конор». Но поиск и переоформление документации заняли время и сами колонки поступили на предприятие с опозданием. На Ярославском судозаводе не видели своей вины в случившемся, но суды посчитали, что неустойку, пусть и в сниженном размере, предприятие выплатить должно, так как именно оно являлось головным исполнителем и должно было решать вопросы со сменой поставщика без срыва сроков.

Летом 2024 года 95% акций завода перешли в собственность Российской Федерации. Представители завода обратили внимание на то, что если заставить платить неустойку здесь и сейчас, то это ухудшит положение предприятие, которое относится к стратегическим.

Ярославский судостроительный завод в рамках проекта 23470 должен построить семь морских буксиров. Седьмое судно серии «Владимир Ковалев» заложено летом 2024 года. Буксиры предназначены как для работы в чистой воде, так и во льдах, также они могут тушить корабли, снимать их с мели. На каждом буксире предусмотрена вертолетная площадка и подъемный кран для самостоятельных погрузочных операций.

Стоит отметить, что Ярославский судостроительный завод и Минобороны также спорят по поводу срыва строительства двух земснарядов. Как ранее сообщал Mashnews, министерство потребовало с предприятия 1,1 млрд рублей, но суды посчитали, что претензии не обоснованы. Однако 29 сентября Арбитражный суд Московского округа отменил судебные акты предыдущих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

СПРАВКА MASHNEWS

Ярославский судостроительный завод основан в 1920 году, специализировался вначале на строительстве катеров, затем линейка расширилась до траулеров и морских буксиров. В середине двухтысячных предприятие также стало выпускать яхты катамаранного типа и катера для нужд МЧС. Публичная финансовая отчетность не публикуется, однако на момент публикации материала операции по счетам предприятия приостановлены из-за долга свыше 70 млн рублей по налогам.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!