24 октября 2024 09:25
читать 8 минут

Власти РФ намерены поставить над предприятиями ОПК еще одного контролера

Федеральное казначейство РФ получит дополнительные полномочия для контроля работы предприятий, работающих по гособоронзаказу, говорится в пояснительной записке к законопроекту, вносящему изменения в закон «О гособоронзаказе». 21 октября документ рассмотрел Совет Госдумы. Эксперты настроены скептически и не ждут от инициативы ничего хорошего для промышленности.

Контроль и учет

В размешенном на сайте Госдумы документе «О внесении изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе» (по вопросу мониторинга цен на продукцию по государственному оборонному заказу)», предлагается создать правовые основания для осуществления Федеральным казначейством полномочий по автоматизированному мониторингу цен на продукцию по гособоронзаказу на базе государственной информационной системы «Электронный бюджет».

Для этого головной исполнитель и исполнители нижних уровней должны будут предоставлять казначейству по его запросу:

  • информацию о каждом исполнителе, привлеченном головным исполнителем ;
  • данные раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту;
  • обоснования, необходимые для изменения цены госконтракта, а в случае увеличения цены контракта - представление перечня мер, направленных на сокращение издержек и др.

Опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (Промсвязьбанк) должен будет передавать сведения о каждом открытии и закрытии отдельного счета,  данные об участниках расчетов по гособоронзаказу, об исполненных распоряжениях о переводе денежных средств, включая документы, являющиеся основанием для составления таких распоряжений.

 

Больше проверок

Основной функцией казначейства будет не мониторинг цен, а контроль исполнения гособоронзаказа, пояснила Mashnews профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, доктор экономических наук Елена Ткаченко.

«Про мониторинг цен там только последний пункт. Это намного серьезнее. По сути, речь идет о наделении Федерального казначейства функцией мониторинга ГОЗ, - говорит она. - Это означает, что к проверкам военной приемки, ФАС, ФНС добавляются проверки федерального казначейства. Очевидно, усиливается административное давление на предприятия - исполнителей ГОЗ. Проверки дезорганизуют деятельность, создают помехи при выполнении ГОЗ, отвлекают внимание руководителей от задач управления предприятием. На фоне отсутствия унифицированного подхода к формированию экономически обоснованных затрат, интерпретация одних и тех же положений законодательства может быть разной в зависимости от позиции проверяющего. Чем больше проверок - тем больше проблем», – поясняет Ткаченко.

При этом идея мониторинга цен с использованием системы «Электронный бюджет» сама по себе является прогрессивной, позволяя формировать взвешенное представление об уровне цен на сопоставимые виды продукции. В долгосрочной перспективе будет сформирована база цен на сравнимую продукцию, что позволит уйти от затратного метода ценообразования или свести его применение к минимуму, полагает Ткаченко.

 

Плановая экономика

Еще более радикален в своих оценках законопроекта доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик.

«Данный законопроект ничего позитивного в деятельность ОПК в рамках госзаказа не внесет, но значительно осложнит работу предприятий. На ценообразование это может повлиять только в худшую сторону, учитывая тщательно оберегаемую Министерством обороны систему «25+1». При этом персонал предприятия (работающего в три смены 7 дней в неделю), будет отвлекаться от своих прямых обязанностей, удовлетворяя новые требования контролирующих органов», – пессимистичен профессор.

По его мнению, предлагаемая редакция законопроекта является рамочной и многие вещи оставляются на откуп подзаконных актов. «При всем этом пояснительная записка не дает понимания (да и сам законопроект), какие сведения о привлеченных исполнителях потребуется контролирующими органами, это видимо будет в подзаконных актах …», – предполагает Карлик. 

«Если мы собираемся директивно устанавливать (именно, устанавливать, а не согласовывать) цены на продукцию ОПК в рамках гособоронзаказа — это уже плановая экономика, предполагающая, что предприятия наделяются государством соответствующими ресурсами, а предприятие трансформируется в просто производство с регламентацией всех сторон деятельности, в том числе финансовой и материально-технической обеспеченности. Поскольку ничего этого сделать нельзя, предлагается самое простое — ужесточение контроля и наказаний», - рассуждает он.

Кто не может работать — контролирует! – иронизирует профессор.

При этом законопроект противоречит сам себе. Так, например, написано, что в случае увеличения цены государственного контракта необходимое представление также «перечня мер, направленных на сокращение издержек». 

Цена контракта (и основа ее — затраты предприятия) увеличиваются за счет непропорционального роста заработной платы, кратного увеличения цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, необходимости закупки нового оборудования по все возрастающим ценам, усложненной логистики, т.е. факторов, не лежащих в сфере возможностей предприятия, поясняет профессор.

«Перечень мер составить можно, но как его реализовать? Нужно менять методику ценообразования, нужен единый регламент затрат, которые учитываются как основа цены гособоронзаказа, согласованный всеми заинтересованными ведомствами с учетом современных условий ведения хозяйственной деятельности», - уверен эксперт.

Он также абсолютно не согласен с тезисом, приведенном в обосновании законопроекта «Реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения также не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации». Все наоборот,  резюмировал завкафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!